БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА - Страница 3

Отец и учитель церкви Ириней Лионский (около 130 – около 202 гг.) писал: «Как первосозданный Адам получил телесный состав от чистой, ещё девственной земли и образован рукой Божьей, т.е. Словом Божьим, так и в воплощении Бога Слова повторилось то же самое: Бог Слово, восстановляющий Собой Адама, благоволил родиться по подобию восстанавливаемого Адама, ибо родился от Марии, Которая была Девой». Прообраз приснодевства Божьей Матери церковь находит и в невредимом сохранении пророка Ионы в утробе кита: «Иону (как), младенца из чрева, морской зверь изрыгнул, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и, приняв плоть, прошло, сохранив (Её) нетленной». Но все эти прообразования, предначертавшие, по Божьему изволению, уму и чувству ветхозаветных чад будущее величие Приснодевы, далеко уступают самому первообразу. Иоанн Дамаскин так изъясняет отношение ветхозаветных предъизображений к лицу Пресвятой Девы: «Там слово Божие на каменных досках начертало закон Духом, как бы перстом Своим; а здесь само Слово Божие воплотилось от Духа Святого и девственных кровей… Там манна; здесь услаждающий манну… Да поклонится великолепная скиния, построенная Моисеем в пустыне из драгоценного всякого рода вещества, и прежде Неё бывшая скиния праотца Авраама, – да поклонится одушевлённой и умной Скинии Божией! Эта соделалась не только местом особенного действия Божия, но существенным вместилищем ипостасного Сына и Бога. Да сознаёт своё ничтожество пред Нею позлащённый отовсюду кивот, и носящая манну златая стамна (т.е. кувшин для вина), и светильник, и трапеза, и всё древнее! Всё это потому только важно было, что прообразовало Скинию духовную, так как тень истинного первообраза». Подробности жизни Богородицы были найдены (или составлены) богословами позже, поэтому известны лишь из церковного Предания: древних сказаний, церковно-исторических сочинений, гомилетических (проповеднических) памятников, гимнографического богослужебного наследия. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о жизни Богородицы явились раннехристианские апокрифы «Книга о рождении Марии» («Протоевангелие Иакова Младшего»), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (около 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV–V вв.). Главным ветхозаветным пророчеством о Марии считаются слова пророка Исаии «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14), обращённые ко всему дому (или роду) Давида. Пророчество должно было удостоверить потомков Давида, что Господь верно исполнит все Свои обетования, данные их прародителю, – о продолжении его рода, неотъемлемости царства и, наконец, происхождение от него Спасителя мира (2 Цар. 7:12). Ангел, благовествуя Марии о рождении от Неё Иисуса, очевидно, говорит словами этого пророчества; так же объясняет слова пророка и церковь: «Се во чреве приимет Дева». Пророк Исаия предсказывал, что Иисус Христос, а также и Пречистая Матерь Его, произойдут именно от рода Давида (Ис. 11:1–2; 53:2), говорил и о путешествии в Египет (Ис. 19:1). В пророческих речениях Ветхого Завета исследователи находят все предсказания о жизни Богоматери: происхождение от рода Давида, нравственные совершенства, приснодевство, величие и прославление. Кроме того, церковная традиция относит к ветхозаветным образам Богородицы следующие библейские сюжеты: лествица Иакова как символ того, что через рождение Иисуса Христа от Приснодевы небо соединилось с землёй (Быт. 28:12–17), и Неопалимая Купина как символ Её непорочного зачатия (Исх. 3:2–5). К ним также относят сосуд с манной, дарованной Богом евреям во время их странствий по пустыне (Исх. 16:32–34); слова о Дщери Сиона из пророчества Софронии о рождении Христа (Соф. 3:14); ворота Храма как символ непорочности Богородицы в пророчестве Иезекииля (Иез. 44:1–4), а также символическую Премудрость в Книге Притчей Соломоновых (Прит. 9:1–11); образ Жены Царя (символически: Царица рядом с Мессией) в Псалме Давида (Пс. 44:10–18); новозаветный символический прообраз, традиционно относимый к Богородице (в католицизме): Жена, облечённая в солнце в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 12:1). Апостолы свидетельствуют, что значение прообразов признавал и Сам Иисус, применял их к новозаветным, например: «Как Моисей вознёс змию в пустыне; так должно вознесену быть Сыну человеческому» (Ин. 3:14), «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи; так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40).

 



 
PR-CY.ru