БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА - Страница 5

Предание говорит не только о воспитании Марии в обстановке особой ритуальной чистоты, но и о «введении во Храм», когда Марии было три года. Согласно преданию, когда Иоаким и Анна приблизились с дочерью к Храму, то навстречу им вышли с пением служившие в нём священники и сам первосвященник (православное Предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи). Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Согласно Евангелию Псевдо-Матфея, «…когда Она была поставлена перед Храмом Господа, Она поднялась бегом на 15 высоких ступеней (по числу «степенных» псалмов, которые пели священники и левиты, входя в Храм для служения, на каждой ступени по одному), не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники Храма были в изумлении», потому что такое восхождение слабого младенца нельзя было не признать сверхъестественным. Затем Захария, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая Святых, куда из всех людей только раз в год входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью, и назначил это место для Её постоянных молитв, хотя другим девам было запрещено даже приближаться к нему. Св. Феофилакт (VIII в.) так пишет об этом: «Архиерей в то время, объятый Богом, был вне себя и уразумел, что Отроковица эта есть вместилище Божественной благодати и более его самого достойна предстоять повсечастно лицу Божию. Вспомнив же сказанное в законе о кивоте, которому повелено находиться во Святая Святых, он уразумел, что это прямо указывало на сию Отроковицу. И потому нимало не усомнясь, осмелился, вопреки постановлений, ввести Её во Святая Святых». Святое Святых в это время уже не имело ковчега, с его священными принадлежностями, было совершенно пусто, – и этим как бы свидетельствовало об окончании подзаконных времён. Предание также гласит, что ветхозаветные тайны сеней и гаданий стали разъясняться, открывая ряд других тайн, более высоких; и небесные служители распростирали свои крыла уже не над ковчегом Ветхого Завета, не существовавшем уже в храме Зоровавеля, а над новым, живым кивотом свидения, и славословили Господа. Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучала Священное Писание, занималась рукоделием, выполняя особо тонкие операции при изготовлении пряжи и полотна для храмовых нужд, и постоянно молилась. Хотя благочестивые надзирательницы и оказывали Ей непритворную и сердечную ласку, но сердце Марии теперь было всецело посвящено единственному Существу. Вскоре Она почувствовала неизъяснимую сладость молитвы, полюбила и необходимое для Неё уединение. Величие Иерусалимского храма, с его украшениями и завесами, бесчисленное множество стекавшихся сюда для поклонения людей возбуждало Её и усиливало в Ней глубочайшее благоговение перед Богом. Отцы церкви пишут, что Она была остроумна, любила учиться, часто читала Священное Писание и размышляла о нём. Её благоразумие удивляло всех. Однако после достижения совершеннолетия (12 лет) Мария приняла пожизненный обет безбрачия, но как совершеннолетняя остаться при Храме не могла. В 14-летнем возрасте для Неё традиционным обрядом (по знамению свыше) был избран супруг-опекун – престарелый Иосиф Обручник из колена Давида (говорят, что из числа прочих женихов Иосиф был избран потому, что его посох чудесным образом расцвёл). Он должен был заботиться о Ней как о собственной жене и уважать Её обет: не нарушать Её обета девственности. Согласно одной версии, в доме Иосифа Дева Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы (символ предстоящего «прядения» тела Иисуса из «пурпура» материнской крови в утробе Марии). По другой версии Она в то время читала книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се Дева приимет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как Она была бы счастлива, если бы сподобилась увидеть эту Божью избранницу и быть у Неё хотя бы служанкой (по другой версии, эти слова Мария произнесла, ещё находясь в Храме, когда изучала Священное Писание). Так или иначе, но именно тогда и произошло Благовещение: посланный с небес Богом Архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от Неё Спасителя (это – и первое упоминание о Марии в Евангелиях).

 



 
PR-CY.ru