БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА - Страница 21

Например, на картине нидерландского живописца Герарда Давида (около 1460 – 1532 гг.) Мария кормит Младенца с ложечки. Великий итальянский живописец Рафаэль Санти (1483–1520 гг.) придал Ей черты античного и христианского элементов. В его шедеврах образ Мадонны строится на балансе земной красоты и величавого целомудрия, уюта и парадности («Мадонна в зелени», «Мадонна в кресле», «Сикстинская Мадонна»). Такой стиль изображения Мадонны на иконах, фресках, в скульптуре, в мозаике просуществовал в католическом мире вплоть до XIX в. Другой известной мексиканской иконой является икона Девы Марии Гваделупской (Мехико). В восточной Европе среди почитаемых образов выделяются Ченстоховская икона Божьей Матери (Польша) и Остробрамская (Литва). В Севилье, где жило много генуэзцев и флорентийцев, Христофор Колумб формировал свою экспедицию. В следующем столетии Севилья стала монополистом в торговле королевства Кастилии и Арагона с Новым Светом. В зале Алькасара, где помещается Casa de contratacion (Торговая палата), Мадонна защищает своим плащом коленопреклонённых американских индейцев, конкистадоров, лоцманов и купцов, среди которых фигуры королей Фердинанда Католика и Карла V. Наиболее известны чудотворные статуи в монастыре Монтсеррат (Испания), в австрийском Мариацелле и в мексиканском городе Халиско. В январе 2013 г. в городе Оруро во время ежегодного городского фестиваля состоялось открытие 45-метрового изваяния Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Материалом послужил цемент, железо и стекловолокна. Изготовление статуи заняло четыре года и обошлось в 1,2 млн. долл. США. Почитание Богородицы нашло своё отражение в апокрифической литературе, фольклорных жанрах, в секуляризованном изобразительном искусстве. Хотя почитание Девы Марии противоречит основному постулату Реформации (единоспасающей вере, исключающей любых посредников между Богом и человеком), тем не менее, зачинатель Реформации Мартин Лютер (1483–1546 гг.) ещё признавал приснодевство Марии и даже возможность Её заступничества перед Богом. Поэтому почитание некоторых богородичных праздников сохранялось в лютеранстве вплоть до эпохи Просвещения. Однако уже швейцарский реформатор церкви Ульрих Цвингли (1484–1531 гг.) отвергал возможность молитвенного обращения к Богородице. Самым же решительным противником Её почитания стал французский богослов, основатель кальвинизма Жан Кальвин (1509–1564 гг.), считавший его идолослужением. Поэтому в швейцарской Реформации оно угасло достаточно быстро. В исламе, в основе которого лежит несторианство, образ Марии известен как Сеиде Мариам (Госпожа Мариам). В Коране говорится, что Она чудесным образом родила Божьего посланника и пророка Ису (Иисуса), хотя не является Богородицей. Мария, мать Иисуса, упоминается в Коране чаще, чем в Новом Завете, занимая там почётную позицию среди женщин. Подробные описания жизни и качеств Марии находятся в сурах 3 и 19. В суре 19 это – единственная женщина, упомянутая по имени, а сура Мариам – единственная сура Корана, названная женским именем. В ней излагается история Марии (Мариам) и Иисуса (Исы) в соответствии с исламским взглядом на Иисуса. Вместе с Иисусом Она объявлена знамением Бога: «Мы сделали сына Марьям (Марии) и его мать знамением и поселили их в укромном месте на холме, где протекал ручей» (Коран 23:50). О Ней говорится, что Она сберегла целомудрие и была одной из покорных (Коран 66:12). В суре 3 говорится, что Аллах избрал Марию, очистил и возвысил над женщинами миров (Коран 3:42); в исламской культуре Она почитается как одна из самых праведных женщин. Информация о Марии в суре 19 практически идентична представленной в Евангелии от Луки. В обоих случаях повествование начинается с описания посещения Захарии ангелом и благой вестью о рождении Иоанна (Яхъя), следующей за упоминанием Благовещения. Некоторые исследователи христианства, стремившиеся свести новозаветную мифологию к рекомбинации уже имевшихся древнеиудейских, древнеегипетских, древнегреческих, месопотамских и других верований, подчёркивают, что образ Богородицы не оригинален: во многих древних религиях средиземноморского ареала существовало представление о женщинах (или богинях, полубогинях), рождавших богов. Однако специфика христианства оставляет широкое поле для критики таких реконструкций и позволяет сделать вывод, что мы ещё очень мало знаем об окружающем нас мире.



 
PR-CY.ru