БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА - Страница 4

Согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова Младшего» (Иаков Младший был братом Иисуса, а Иаков Старший – библейским пророком),  родителями Марии были святой Иоаким из Назарета и святая Анна из Вифлеема. Так учили византийские богословы Иоанн Дамаскин (около 675 – около 750 гг.), Григорий Нисский (около 335 – после 394 гг.), константинопольский патриарх Герман I (715–730 гг.), епископ Фульберт Шартрский (около 960 – 1028 гг.), а также Псевдо-Эпифаний, Псевдо-Иларий и многие другие учителя церкви, и это стало неотъемлемой частью Священного Предания. Как правило, местом рождения Марии они считают Иерусалим; так утверждал иерусалимский патриарх Софроний (около 560 – 638 гг.), и с ним соглашался богослов Иоанн Дамаскин. По другой версии Мария родилась в Сепфорисе близ Назарета, в Галилее. Согласно апокрифическому рассказу, у благочестивой немолодой семейной пары долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, т.к. он «не создал потомства Израилю», то Иоаким удалился в пустыню и провёл там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя Божье милосердие и омывая горькими слезами своё бесчестие в людях. Оставшаяся дома в одиночестве благочестивая Анна, узнав, что Иоаким удалился в пустыню и не хочет возвращаться домой, предалась неутешной скорби. В таком тревожном состоянии духа она однажды вышла в сад и увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек, которые ещё больше поразили её скорбящее о бесчадии сердце. Анна стала взывать к милосердию Бога, и перед ней предстал ангел и сказал ей: «Твоя молитва услышана, ты зачнёшь и родишь Дщерь благословенную, выше всех дщерей земных, и о потомстве твоём будут и говорить во всем мире, и наречётся она Мариею» (т.е. «Госпожой», согласно толкованию Отцов церкви). После благовестия Анне ангел явился и Иоакиму и возвестил ему: «Бог милостиво принял молитвы твои: жена твоя родит дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у золотых ворот, ты найдёшь жену свою, которой возвещено то же самое». После этого Анна зачала, и когда «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Дата зачатия (9 декабря) установлена, исходя из того, чтобы она отстояла от даты Рождества Богородицы (8 сентября) на 9 месяцев. Богословы говорят, что нельзя не благоговеть перед этим чудным зачатием и не видеть в нём необычайных и великих целей Божественного Промысла. Так, Иоанн Дамаскин писал: «Дева Матерь родилась от неплодной, потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постоянно восходить от меньшего к большему». А Андрей Критский замечает: «Если великое дело то, что рождает неплодная, то не более ли удивительно, что рождает Дева?.. Нужно было, чтобы Тот, Который всё и в Котором всё, как Господь природы, показал на праматери Своей чудо, сделав её из бесплодной матерью, а потом и в Марии изменил законы природы, сделав Деву Марию Матерью и сохранив печать девства». Иначе говоря, Бог может заявить о Своём присутствии в мире через чудесное явление, через изменение естественных законов природы, и делает это настолько часто, что каждый из нас в глубине души надеется на чудо в минуты смертельной опасности, хотя в чудо никогда раньше не верил, и чудо так часто случается, что порой становится чуть ли не обыденным явлением. Но чтобы в него верить, утверждают богословы, надо иметь чистую и светлую душу. Признание Богом святости Иоакима и Анны было в том, что через зачатие с них было снято поношение. Кроме того, здесь приготовлялось не одно простое рождение, согласно законам природы, но и открытие тайны премудрого Божьего совета, скрытой от века даже для самих ангелов, устраивался нерукотворный ковчег Божий, откуда должна была появиться Матерь Бога-Слова. Митрополит Димитрий Ростовский (1651–1709 гг.) пишет: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев – и родилась без мужа, но это несправедливо». Согласно иудейскому обычаю, девочку посвятили Богу, по милости Которого она и родилась. До трёх лет Мария жила вместе со своими родителями. Предание говорит, что когда девочке исполнилось шесть месяцев, Анна поставила её на землю, чтобы посмотреть, может ли та стоять. Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Поэтому Анна решила, что дочь не будет ходить по земле, пока её не введут в храм Господень. Она устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за ней.

 



 
PR-CY.ru