БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА

БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА, Матерь Божья, Дева Мария, Пресвятая Дева Мария, Приснодева, Мадонна, Mater Dei, Notre Dame, Deipara, Unsere Liebe Frau, Heilige Jungfrau – земная мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых. В западной традиции основным наименованием матери Иисуса являются слова, производные от лат. «Virgo Maria» («Дева Мария»), «Regina Coeli» («Царица Небесная»), встречается также наименование Мадонна. В крупнейших христианских конфессиях Мария именуется: 1. Богородицей, потому что от Неё родился Сын Божий, Которого крупнейшие церкви христианского мира считают Всемогущим Богом, т.к. во Христе, в силу единства Лица, нет никого другого, кто мог бы родиться от Неё; 2. Приснодевой, потому что Мария была девственной до, во время и после рождения Христа. Имя Мария (Мариам) могло произойти от еврейского корня MRH, что значит «быть тучным», а в переосмыслении – «сильная», «прекрасная». В псалме 67 царя Давида есть слова: «Гора Божия, гора тучная, гора усыренная», что, по толкованию церкви, означает Пресвятую Деву, «усыренную Духом», т.е. орошённую благодатью Святого Духа. Она – гора, по высочайшему достоинству Матери Божьей. По учению церкви, Пресвятая Дева подобна городу Иерусалиму, который Господь благоволил сделать Своим жилищем. Подобно Иерусалиму, не имевшая вначале никакой внешней славы, будучи смиреннейшей из дев своего народа, Она сделалась избранной Богом Матерью Спасителя мира и приобрела всемирную славу. Учение церкви также называет Богоматерь «нетленным источником Божия живоначального и спасительного всем воплощения», источающим разрушение для смерти и жизнь для верных, источником чистой воды. А вода в Священном Писании означает благодать Святого Духа (Ин. 7:37), утоляющая жажду человеческой души. Согласно Евангелию (Мф. 1:16–25, Лк. 1: 26–56, Лк. 2:1–7), Дева Мария была еврейской девушкой из Назарета, обручённой Иосифу, будучи девственницей, зачала сына Иисуса чудесным образом, посредством Святого Духа. Поскольку Иисус Христос считается Богом (Творцом), то тварь по определению родить Творца не может, а если и родила, то вне естественных законов природы. Бог не может быть подчинён законам природы, поскольку является существом внеприродным и надприродным. Поэтому и родившая Его женщина должна быть существом внеприродным. Для обоснования данного догмата богословами была использована библейская история. Православная церковь считает, что первое слово о Пресвятой Богородице было произнесено ещё в раю и сказано Самим Богом в обетовании об искупителе павших прародителей, грех которых заключался в признании приоритетными законы природы, чем была нарушена гармония между природным и духовным. Древо познания и есть не что иное, как познание законов природы: их знание приводит к мудрости, которую олицетворяет змий-искуситель, следование им приводит к добру, а их незнание и пренебрежение к ним – к злу. К злу приводит также нарушение гармонии между природным и духовным, которая была заложена при творении, а искупление греха – возврат к этой гармонии. Константинопольский патриарх Иоанн Златоуст (344/354–407 гг.) писал: «Эта дева (т.е. девственная земля) была образом другой Девы: как эта земля произрастила нам рай, не приняв семян, так и Та безмужно произрастила нам Христа». Рай, первоначальное жилище человека, был прекрасный сад, украшенный деревьями, приятными на вид и добрыми в снеди. Пресвятая Дева, как «одушевлённый рай», показывала в Себе чудные плоды добродетели: Она – «тайных цветов (добродетелей) прекрасный сущий рай». Посреди рая было насаждено древо жизни, – и Пресвятая Дева имела в Себе Господа. Как Ева – первая жена и мать всех живых, так и Божья Матерь стала матерью живых, родив саму жизнь. Как Ева получила бытие прямо от рук Божьих, так и Пресвятая Дева дарована Самим Богом Её родителям; Ева после сотворения введена была в рай, Пресвятая Дева введена была в храм Господень. Если грехом Евы смерть введена в мир, и человек изгнан из рая, чрез Пресвятую Деву, Марию, напротив, введена в мир жизнь, и даровано людям вечное блаженство. Противоположность их лучше всего изъясняется словами, сказанными той и другой. Еве сказано: в болезнях родишь чада, а Деве Марии возвещено: радуйся, Благодатная; Еве сказано: к мужу твоему обращение твоё, – а Деве Марии: Господь с Тобою! Церковь называет Богородицу «лествицею, возвысившею всех от земли благодатью».

 



 
PR-CY.ru