БОГОМАТЕРЬ, БОГОРОДИЦА - Страница 8

В этой пещере Приснодева одна, без посторонней помощи и безболезненно родила Младенца (Мф. 1:18–24), Который был положен в кормушку для скота – ясли, иначе – вертеп (Лк. 2: 1–7). О безболезненном рождении так писал Андрей Критский: «Матерь не познала болезней рождения, свойственных рождающим… Дева, родив бессеменно зачатого, пребыла непорочною Девой и сохранила невредимыми ключи девства». Согласен с ним и Иоанн Дамаскин: «Христос рождается в обыкновенное время, по исполнении девяти месяцев, в начале десятого, по обыкновенному закону естественного чревоношения, но безболезненно, превыше закона рождения… и за рождением не последовали болезни». В окрестностях Вифлеема, в долине, окружённой со всех сторон горами, на расстоянии получаса ходьбы от пещеры стоял столп (скала), где, по обыкновению того времени, останавливались на ночь пастухи со своими стадами. Согласно Преданию, они увидели среди полуночного мрака явление блистающего лучезарным светом ангела и при виде такого события «убояшася страхом великим», по словам евангелиста. После же «отшествия» ангела пастухи направились к Вифлеему и «приидоша и обретоша Мариам и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслех». Они рассказали Матери всё виденное и слышанное ими от ангелов, и эти рассказы были отрадой Марии и святому старцу. По преданию Отцов церкви, Святое Семейство провело в пещере 40 дней, и здесь же через восемь дней, согласно иудейскому закону, Младенец был обрезан и получил имя Иисус, как назвал Его ангел ещё до зачатия в утробе. Кроме ангельского благовестия Вифлеемским пастухам, Рождество Христово было предвозвещено и языческим волхвам на отдалённом Востоке. Они раньше многих иудеев удостоились поклониться родившемуся Спасителю, послужить Ему своими приношениями и даже сделаться провозвестниками Его пришествия на землю. «Волхвами» их называет евангелист Матфей, у пророка Даниила это слово означает мудрого наблюдателя природы и, более того, – астронома. Считается весьма вероятным, что и волхвы, пришедшие поклониться рождённому Спасителю, принадлежали к числу наблюдателей природы и особенно звёздного неба; они были – души чистые и благоговейные, способные принимать Божественные внушения и им повиноваться. Димитрий Ростовский замечает: «Они называются волхвами не потому, что занимались волхвованиями, а потому, что так назывались у персов, эфиопов и разных восточных народов люди мудрые и наблюдатели звёзд». Евангелист Матфей не определяет, в частности, страны, из которой пришли волхвы, но говорит вообще «волсви от восток приидоша», что и подало повод считать их родом из Халдеи, Персии, Аравии и даже из Индии, но Отцы церкви называют их отечеством Персию. Предание о волхвах проливает свет и на свойство их мудрости, чуждой суеверия, и на то, каким образом люди, жившие среди тьмы язычества, могли знать о родившемся Иудейском Царе. Исследователи связывают это с пророком Даниилом, который долгое время жил в Персии и был там главой мудрецов, а его книга была хорошо известна халдейским и персидским мудрецам и передавалась из рода в род. Когда явление необыкновенной звезды убедило их, что Искупитель явился на земле, они устремили свои взгляды на Иудею и Иерусалим. Это необыкновенное небесное явление составляло предмет разных предположений Отцов и учителей церкви. Дева Мария и обручник Иосиф с изумлением и радостью взирали на их благоговейное поклонение и внимательно слушали слова о чудной звезде и благодатном веровании. Когда закончились дни их очищения по закону Моисея (на сороковой день), они принесли ребёнка в Иерусалимский храм в соответствии с требованиями для первенцев, предписанными в законе (Лк. 2:21–38). Там убелённый сединами старец Симеон Богоприимец взял из рук Марии Новорождённого и, воскликнув: «Ныне же отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром!», предрёк Богородице, в частности, страдания («и тебе самой оружие пройдёт душу»), откуда появился иконографический символ сердца Богородицы, поражённого одним или семью мечами – «Умягчение злых сердец». Евангелие не указывает, к какому званию принадлежал Симеон, но, основываясь на том, что он принял в Храме младенца Иисуса на свои руки и при этом восхвалил Бога и благословил Марию и Иосифа, исследователи полагают, что он был из числа священников Иерусалимского храма. Хотя евангелие умалчивает о его звании, но подчёркивает его нравственные качества, называя его человеком «праведным и благочестивым».

 



 
PR-CY.ru