БЕЛОКРИНИЦКАЯ, Австрийская ИЕРАРХИЯ - Страница 8

Антоний первый, как и Пафнутий казанский и все защитники «Окружного послания» подвергались отлучению и анафеме как еретики, с которыми отныне не подобает иметь никакого общения и которые должны быть принимаемы (в общество раздорников) не иначе, как третьим чином, т.е. через проклятие своих ересей. Антонию второму предоставлялись все права действительного московского епископа и ему повелевалось устроить Духовный Совет из трех иереев и шести мирян (Духовный совет противоокружников был учрежден в Москве Иосифом Керженским в 1882 г.), а ради полноты и дальнейшего обеспечения раздорнической иерархии нужно было поставить еще одного архиерея. «Окружное послание» было вновь предано проклятию на соборе в Гуслицах 25 января 1867 г. и на большом «вселенском» соборе в Белой Кринице в начале июля 1868 г. Раздорники имели полное основание торжествовать. Но в 1869 г. с Кириллом происходит разительная перемена: совершенно неожиданно он переходит на сторону окружников и 8 июня 1870 г. издаёт «мирную грамоту», которая предавала раздорников осуждению и отлучению, а окружников провозглашала людьми здравомыслящими. Так совершилось окончательное разделение окружников и раздорников, взаимно заклеймивших друг друга именем еретиков, с которыми нельзя иметь общения ни в молитве, ни в чём-то другом. Попытки к примирению делались неоднократно. Даже образовались (с этой целью) партии полуокружников и полураздорников, но они никакой самостоятельности не приобрели и особого значения в расколе не имеют. Духовный совет окружников для умиротворения своей церкви 1 декабря 1884 г. издал даже определение, которым «Окружное послание» было признано недействительным, но и эта значительная уступка ни к чему не привела. Каждая партия имеет свою иерархию, которая, в свою очередь, распадается на различные оттенки. Долгое время во главе окружнической иерархии стоял Савватий (уроженец Тагильского завода в Пермской губернии, Степан Васильев Левшин, 6 декабря 1862 г. поставленный во епископы тобольские), именовавший себя архиепископом московским. Главой же раздорнической иерархии был Иов (крестьянин Нижегородской губернии, возведен в епископы 16 декабря 1884 г.), также именовавший себя московским архиепископом. Всех старообрядческих архиереев к 1891 г. в России было 19; из них 18 принадлежали к окружникам, остальные были противоокружники. Белокриницкий митрополит Кирилл умер 2 декабря 1873 г., и на митрополичью кафедру вступил наместник митрополии Афанасий (вдовый священник Аггей, родом из Соколинцев), рукоположенный во епископы 3 июня 1870 г., а 9 мая 1874 г. возведенный тремя заграничными епископами (измаильским, славским и тульчинским) в сан белокриницкого митрополита, и в этом звании был признан австрийским правительством. Московские старообрядцы заставили его отречься от всяких прав на старообрядческую церковь в России. Его власть простиралась только на Буковину и Румынию (прежняя Молдавия), русские же старообрядческие архиереи никаких отношений с ним не поддерживали. Это разделение удалось, в основном, преодолеть только в начале XX в. Русское правительство при первом появлении австрийского священства отнеслось к нему с большой строгостью. При Александре II (1855–1881 гг.) отношения к расколу стали более снисходительными, однако старообрядческие архиереи иногда подвергались преследованию за незаконное присвоение духовного звания и священных степеней. При действии правил от 3 мая 1883 г. они преследованию не подвергались, если только не оказывались виновными в совращении православных в раскол или в иных преступлениях. Но ни духовное звание, ни тем более сан епископа за ними не признавались, а считались они состоящими в том сословии, к которому были приписаны на основании общих законов о состояниях.

 



 
PR-CY.ru