БЕЛОКРИНИЦКАЯ, Австрийская ИЕРАРХИЯ - Страница 3

Павел и Алимпий отправились в Константинополь, затем были в Сирии, Иерусалиме, в Ливане и Египте, но нигде не могли найти «древлеправославного» епископа, зато убедились, что у греков повсеместно и неизменно существует крещение через трехкратное погружение. Тогда они вернулись в Константинополь, где всегда было много безместных архиереев, влачащих самое жалкое существование. Среди них Павел и нашел желанного кандидата в лице лишенного кафедры Босно-Сараевского митрополита Амвросия. Грек по национальности, сын румелийского священника, Амвросий (род. в 1791 г.) в 1835 г. был рукоположен в епископы и поселился в своем епархиальном городе Босно-Сераеве, где стал защитником народа от произвола местных турецких властей. В этом отношении он был редким и счастливым исключением из греческих архиереев-фанариотов (см. Болгарская церковь). Патриарх (Анфим V ?) под давлением турецких властей в 1841 г. сместил его с Босно-Сараевской кафедры, а другой не дал. Перед этим оскорбленным Амвросием и появился Павел, суливший почетное и обеспеченное будущее. Излагая ему (через переводчика) старообрядческое вероучение, Павел умолчал о том, что ему придется подвергнуться определённому обряду чиноприятия, отречься от своего патриарха и родной церкви. Не имея ни малейшего представления о русском расколе, Амвросий посчитал, что догматическое учение старообрядцев находится в полном согласии с учением православной церкви, а разница только в обрядах. Как почитатель чинов и обрядов греко-восточной церкви, в которой он родился и был воспитан, митрополит Амвросий, несмотря на все доводы Павла, ни в то время, ни после не допускал и мысли, чтобы эти чины и обряды были неправильными, несовершенными или противоречащими древлецерковным преданиям. Но, с другой стороны, и в обрядах, которые предлагалось ему принять, он не находил ничего, что противоречило бы православной вере, и видел со стороны старообрядцев исключительное к ним уважение, а порицания обрядов, употребляемых православной церковью, объяснял недостатком просвещения и ложно направленной религиозностью. После долгих колебаний Амвросий пришёл к убеждению, что, принимая предложение Павла, он православию не изменяет, тайно, без ведома своего патриарха, уехал с ним из Константинополя и 12 (24) октября 1846 г. прибыл в Белую Криницу. Здесь ему волей-неволей пришлось согласиться на «чиноприятие ереси» (под миропомазание), что и совершилось 28 октября того же года в старообрядческом монастыре в с. Белая Криница. Так была восстановлена старообрядческая иерархия, в дальнейшем называвшаяся по месту данного события Белокриницкой иерархией. Однако Амвросию недолго пришлось архиерействовать в Белой Кринице: 6 декабря 1847 г. из-за отношений русского правительства с австрийским он был призван в Вену и здесь в июне 1848 г. получил приказание удалиться в Цилль (городок в Штирии, с 1500 жителями) на вечное заточение и не иметь никакого общения с липованами. Белокриницкий монастырь был запечатан. Все это не могло, однако, пошатнуть Белокриницкую иерархию, т.к. Амвросий успел поставить себе епископа-наместника, белокриницкого дьяка Киприана Тимофеева, «человека малого разума, но великого упрямства», который 6 ноября 1846 г. был пострижен в монахи с именем Кирилла, а 6 января 1847 г. рукоположен в епископы, а после удаления Амвросия вступил на белокриницкую митрополичью кафедру. Старообрядцы, прежде всего, стали ходатайствовать об открытии Белокриницкого монастыря, но потерпев в этом неудачу, они его самовольно закрыли. Австрийское правительство в 1859 г. признало совершившийся факт, подтвердив белокриницкому митрополиту, что на основании декрета 1844 г. его власть распространяется лишь на липован, живущих в пределах Австрии, и поэтому с иностранными (т.е. русскими) старообрядцами он никакого общения иметь не должен. Но это осталось только благим пожеланием. После вступления на белокриницкую кафедру Кирилл поставил себе наместником некоего Онуфрия (в миру Андрей Фаддеев Парусов, родом из Ярославской губернии), человека, любимого старообрядцами за добросердечие и безукоризненную жизнь.

 



 
PR-CY.ru