БЕЛОКРИНИЦКАЯ, Австрийская ИЕРАРХИЯ - Страница 6

Таким образом, в начале 1860 гг. горючего материала в старообрядчестве было много, а воспламенившей его искрой послужило «Окружное послание», поставившее личные счеты на почву догматических споров. В «Окружном послании» осуждались некоторые радикальные, сходные с беспоповскими (см. Беспоповцы), воззрения, получившие распространение в среде поповцев. Часть верующих и духовенства не приняли его, восприняв как повод для отделения. А со стороны беспоповцев с особой силой стали выдвигаться не одни только частные возражения против нового священства. Появился целый ряд сочинений («Апокалипсис седмитолковый», «О духовном антихристе», «О времени и дне кончины мира и второго пришествия Христа» и др.), в которых настойчиво утверждалась мысль об уже наступившем царствовании Антихриста и о прекращении благодати священства. Делался вывод, что если Антихрист уже царствует, и истинное священство Христово вконец им истреблено, то и у старообрядцев его быть не может; следовательно, и Белокриницкая иерархия не истинная, а ложная и еретическая. Австрийская иерархия не могла остаться равнодушной к распространению подобных воззрений. Появилась необходимость «оберегать стадо словесных овец от душепагубного сего учения». Таким оберегателем стал начитанный мирянин из Стародубья, Илларион Егоров Ксенов (ум. в 1882 г. близ Клинцов, в черниговском старообрядческом скиту, известном под названием Полоса), составивший, по поручению духовного совета, «Окружное послание единые, святые, соборные, апостольские, древлеправославно-кафолические церкве, в назидание и предостережение возлюбленных чад от некоторых вредных и нелепых сочинений» (напечатано в «Братском Слове» за 1885 г. и отдельно, Москва, 1886). Этому посланию было присвоено значение обязательного исповедания веры, и оно было издано 24 февраля 1862 г. за подписями председателя совета Онуфрия, архиепископа владимирского Антония, епископов казанского Пафнутия и балтского Варлаама, нескольких священников и даже мирян. Это «Окружное послание…» было изложено в десяти пунктах, но по существу рассматриваемых вопросов исследователи делят его на три части. Представив критический разбор беспоповщинских сочинений об Антихристе, автор излагает положительное учение и утверждает, что истинное Христово священство и приношение бескровной жертвы пребудет до Судного дня, что это священство находится в великороссийской и греческой церкви, а, стало быть, и у них, старообрядцев, т.к. источник священства заимствован ими от греков (в лице Амвросия). Эти мысли были в полном согласии с общим учением поповщины и поэтому не могли вызвать со стороны поповцев какого-либо возражения или нарекания. Но ограничиться изложением только этого вопроса автору «Послания» было недостаточно. Он утверждал, что беспоповцы проповедуют учение о воцарении Антихриста в православной церкви, а знамения этого воцарения видят в имени «Иисус», под которым понимают другое лицо по сравнению с именем «Исус», а также в почитании четвероконечного креста, который считают крыжом, и в других подобных предметах. Поэтому автору «Послания» волей-неволей приходилось высказать иной взгляд на эти предметы и вообще на православную церковь. И он не только не уклонился от этого очень трудного для поповцев вопроса, но с точностью и определенностью убежденного человека высказал свой взгляд в следующих словах: «Господствующая в России церковь, а равно и греческая, верует не во иного Бога, но во Единого с нами Творца небу и земли. Единого и того же исповедует с нами Христа – по плоти родословные сына Давыдова, сына Авраамля, родившегося от колена Иудова, от Пречистые Девы Марии, без семене, наитием Св. Духа, распята, погребенна и воскресшего в третий день, вознесшегося на небеса и паки приити имущего со славою судити живых и мертвых. Посему хотя мы произносим и пишем имя Спасителя Исус, но и пишемое и произносимое Иисус хулити не дерзаем, и не нарицаем его именем иного Иисуса, противника Христова, якоже нецыи беспоповцы мудрствуют. Подобне и четвероконечный крест Христов образ есть креста Христова от дней апостольских и доныне приемлемый православно-кафолическою церковью... Поэтому мы не бесчестим и не хулим этого креста и всякое крестохуление и кресторугательство отреваем, отметаем и уничтожаем».

 



 
PR-CY.ru