БЕЛОКРИНИЦКАЯ, Австрийская ИЕРАРХИЯ - Страница 4

Таким образом, Белокриницкая иерархия по характеру своих представителей («природных» старообрядцев) стала иерархией вполне раскольнической, без всякого оттенка православия, иногда просматривавшегося как в Амвросии, так и в тех беглых попах, которыми до того обходился раскол. Эта особенность новой иерархии из-за  оскудения священства, до которого дошёл раскол к 1846 г., имела у себя лишь немногих беглых попов, а в скором времени опасаясь утратить и этих, возбудила в раскольниках (особенно на первых порах) всеобщие симпатии к новому священству. Она послужила главной причиной его необыкновенно быстрого развития и распространения в Австрии, Турции, Молдавии и Валахии. В Турции в 1847 г. была учреждена славская епископия с местопребыванием епископа в Славах (слободе в Добрудже), а в 1850 г. была открыта тульчинская епископия (иерархия признана турецким правительством в 1851 г.). В Валахию в 1848 г. для исполнения епископских обязанностей Кириллом был послан его наместник по митрополии Онуфрий, названный поэтому браиловским епископом, а в 1854 г. здесь был поставлен и самостоятельный епископ, с титулом епископа, а потом архиепископа валуйского (иерархия признана правительством в 1860 г.). Позже всего австрийское священство появилось и распространилось между раскольниками, живущими в России, поскольку оно целиком было их созданием. Объясняется это строгостью, с которой русское правительство отнеслось к учреждению Белокриницкой митрополии, что заставило русских старообрядцев быть сдержанными и на первых порах довольствоваться лишь получением из Белой Криницы мира. В 1849 г. началась венгерская кампания. В Трансильвании и Буковине начались военные действия, которые поставили Белую Криницу и устроенную в ней иерархию в большую опасность. При таких обстоятельствах русские старообрядцы сочли необходимым образовать свою иерархию во главе с епископом. Первым русским старообрядческим архиереем был Софроний (в миру Степан Трифонов Жиров, крестьянин Малоярославского уезда). Он получил от Кирилла 4 января 1849 г. епископскую митру и звание номинально симбирского епископа, а в сущности, всех «древлеблагочестивых русских христиан», т.к. ему было предоставлено право поставлять священников для всех русских старообрядцев. Софроний поселился в Москве, но на первых же порах совершил противные церковным правилам поступки, из-за чего некоторые священники отказались ему подчиняться. Между ними и Софронием началась вражда, которая закончилась тем, что ему в 1852 г. было приказано удалиться в Симбирск, в его номинальную епархию, а его прежняя роль была возложена на нового епископа Антония (в миру Андрей Илларионов Шутов, род. в селе Настасьине Коломенского уезда, в православной крестьянской семье; был сначала беспоповцем, в 1848 г. появился в Белой Кринице, где перешёл в поповщину и постригся в монахи, ум. в 1881 г.). Он был 3 февраля 1853 г. рукоположен Кириллом во Владимирского епископа. Софроний, вынужденный уступить Антонию первое место, решился основать в России отдельную иерархию, независимую от Белокриницкой митрополии. С этой целью он удалился в Уральский край, для которого еще в 1852 г. поставил епископом некоего Виталия. Здесь он решился поставить некоего Иакова Бреднева, беглого уральского казака, в патриархи московские и всея Руси, себя назначил в митрополиты на казанскую епархию, а Виталия – в новгородские митрополиты (это решение он привел в исполнение в январе 1854 г.). Чтобы положить конец смутам, Антоний издал так называемое «Окружное послание», подорвавшее в народе доверие к Софронию, а митрополит Кирилл лишил его в 1856 г. епископского сана, оставив в звании простого инока. Ещё раньше мнимый патриарх был низложен московскими старообрядческими властями, а управление поволжской полосой раскольничества, с включением Оренбургского и Уральского краёв, было временно поручено Виталию.

 



 
PR-CY.ru