БЕЛОКРИНИЦКАЯ, Австрийская ИЕРАРХИЯ - Страница 5

Решение Кирилла в 1863 г. было подтверждено московским «освященным собором», издавшим новое определение об извержении Софрония, подписанное девятью епископами. Но внутренние смуты дали ему возможность не признавать эти грозные определения, и он по-прежнему епископствовал в Приуральских краях. Несмотря на эти смуты, распространение Австрийской иерархии на русской почве не прекращалось. С каждым годом у русских старообрядцев появлялись новые епархии с отдельными архиереями, которые, в свою очередь, увеличивали число попов и тем всё больше и больше утверждали в России новое старообрядческое священство. В 1853 г. было положено начало существованию новозыбковской (черниговской) епархии, для которой Кириллом был возведен (17 февраля) в епископы некто Спиридоний, через две недели за подлог в документах лишенный сана. Эта епархия 20 октября 1855 г. получила нового епископа в лице Конона, человека малограмотного и крайне фанатичного, также посвященного Кириллом, но затем арестованного (16 октября 1858 г.) правительством и заключенного в Суздальский Спасо-Ефимьевский монастырь (освобожден в 1881 г., ум. в 1884 г.). В том же 1855 г. была открыта саратовская епархия, для которой Антоний поставил в епископы некоего Афанасия (мещанина города Хвалынска). В следующем году были учреждены еще две епархии: пермская и казанская. Пермским и Екатеринбургским епископом Антоний поставил некоего Геннадия, человека, преданного делу раскола до фанатизма. Прибыв в Екатеринбург под видом купца, он вскоре попал в руки полиции и тоже был заключен в Суздальский Спасо-Ефимьевский монастырь. Казанским же епископом был назначен Пафнутий (по фамилии Шикин, ум. в декабре 1890 г.), человек хотя не бойкий на слово, но зато серьезный, рассудительный, впоследствии игравший очень заметную роль. Кавказская епархия была открыта в 1858 г. с епископом Иовом (отставной казак Иван Зрянин). В 1857 г. была учреждена Коломенская епископия, для которой Антоний поставил епископом Пафнутия (в миру Поликарп Петров Овчинников, родом из посада Воронка, Черниговской губернии; известен как красноречивый проповедник; в 1865 г. присоединился к православной церкви, был православным миссионером, но в 1882 г. снова перешёл в старообрядчество). Наконец, в 1859 г. была открыта Балтская епархия с епископом Варлаамом. Таким образом, за какие-нибудь десять лет своего существования в России Австрийская иерархия распространилась от Москвы до Польши, Ирбита и Кавказа, имела уже десять епархий. Впоследствии открывались еще тульская, нижегородская (1876 г.), донская (1879 г.), самарская (1879 г.), измаильская (1879 г.), смоленская (1879 г.), вятская, екатеринославская или (по месту пребывания епископа) калачевская (1889 г.) епархии. Иерархия насчитывала до двенадцати архиереев и много попов, так что не было почти ни одного раскольничьего селения, которое не имело бы своего священника. Общероссийским центром поповцев стало основанное ещё в XVIII в. Рогожское кладбище в Москве. В 1790 г. здесь был сооружён летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, ставший самым крупным храмом в Москве вплоть до построения храма Христа Спасителя. Здесь сосредоточилась высшая старообрядческая администрация: из нескольких епископов был учрежден так называемый «духовный освященный собор или совет» (нечто вроде синода). Председательствовал в нем Антоний, имевший с самого начала свое место пребывания в Москве. С введением таких порядков изменился и весь строй управления в старообрядческом мире, принявшем новое священство: церковные и административные дела стали переходить из рук мирян в руки духовенства. Такая коренная ломка прежних, веками сложившихся порядков, не могла не вызвать сильных потрясений во всем старообрядчестве, тем более что среди высшего старообрядческого духовенства не прекращались раздоры, которые и вынудили Кирилла (в 1861 г.) послать в Москву своего наместника Онуфрия для временного управления всеми делами русских старообрядцев.

 



 
PR-CY.ru