БЕЛОКРИНИЦКАЯ, Австрийская ИЕРАРХИЯ

БЕЛОКРИНИЦКАЯ, Австрийская ИЕРАРХИЯ – название иерархии старообрядцев-поповцев (см. Поповцы), епископский чин в которой был восстановлен в 1846 г. в селе Белая Криница на Буковине (тогда в Австро-Венгерской империи, ныне – Черновицкая область Украины). Старообрядческая иерархия, основавшаяся в Белой Кринице, явилась прямым следствием законодательства 1840 гг., стремившегося к искоренению беглопоповщины и вызвавшего «конечное оскудение бегствующего священства» (см. Беглопоповщина). После раскола старообрядцы-поповцы оказались лишены епископата и поневоле становились беспоповцами. Их положение было очень затруднительным, даже безвыходным, поскольку отсутствие полной трёхчинной иерархии (епископы–священники–диаконы) создавало много затруднений в церковной жизни. Поэтому они обратились к мысли о создании самостоятельной раскольнической иерархии, которая служила бы неиссякаемым источником священства. По церковным канонам священники (см. Священник) и диаконы (см. Диакон) могут рукополагаться только епископами (см. Епископ). Но из-за их отсутствия поповцы были вынуждены пополнять ряды своих священнослужителей за счёт духовенства, рукоположенного в официальной церкви, присоединяющегося к старообрядцам. В течение длительного времени XVIII–XIX вв. старообрядцы-поповцы предпринимали усилия по восстановлению трёхчинной иерархии, для чего необходимо было найти архиерея, который согласился бы возглавить старообрядческую церковь. В начале 1830 гг. у старообрядцев появляются предприимчивые люди, которые пошли искать епископов древнего (дониконовского) благочестия, живущих за границей, где-то на Востоке. О необходимости найти такого епископа стали толковать, прежде всего, на Иргизе. Эта мысль была встречена с большим сочувствием и на Рогожском кладбище в Москве, но за её осуществление взялись петербургские старообрядцы Громовы, решившие для большего успеха дела держать своё предприятие в тайне и вести его на свой счет и страх. В то же время они понимали, что русское правительство не потерпит учреждения раскольнической архиерейской кафедры, и потому обратили взгляды на Австрию, единственную страну, где жившие там в небольшом количестве русские раскольники пользовались признанием правительства. Ещё при царе Алексее Михайловиче (1645–1676 гг.), особенно же в правление царевны Софьи (1682–1689 гг.) и при Петре I (1689–1725 гг.) раскольники, уходившие за границу от преследований русского правительства, стали селиться в Молдавии. Молдавские раскольники жили в городе Сучаве, по соседству с Галицией, и в нескольких близлежащих селениях. На основании мирного договора 1777 г. между Австрией и Турцией часть Сучавского округа вошла в состав Буковины и была включена в границы австрийских владений. В число этих владений вошли и некоторые местности (главная из них – Соколинцы), населенные отчасти раскольниками-беглопоповцами. Заботясь об умножении населения, император Иосиф II (1765–1790 гг.) в надежде побудить молдавских липован (под этим именем известны все заграничные раскольники) к переселению в Австрию 9 октября 1783 г. издал патент, который дозволял в пределах Австрии молдавским липованам «совершенно свободное отправление религиозных действий (freie Religions-Exercitium) им, всем их детям и потомкам, вместе с их духовенством». Привлеченные этим патентом, в том же 1783 г. переселились в Буковину многие раскольники из Добруджи, а местом своего поселения избрали урочище Варницу, где и образовались раскольнические селения Белая Криница и Климовцы. Вскоре после переселения липоване стали ходатайствовать о разрешении основать в Белой Кринице монастырь. Но в этом им со стороны австрийского правительства, закрывавшего тогда и католические монастыри, было решительно отказано. Тогда они в 1785 г. тайно устроили скит в большом буковом лесу Белой Криницы, но в 1791 г. этот скит был правительством закрыт.

 



 
PR-CY.ru