Словарь по христианству Б БЕЗУМИЕ

БЕЗУМИЕ

БЕЗУМИЕ, сумасшествие, одержимость, помешательство – тяжёлое умственное и психическое расстройство; душевное состояние и поведение, противоположное разумности; прирожденный или развившийся позже недостаток умственных способностей; потенциально неизлечимое тяжелое психическое расстройство, исключающее ответственность и вменяемость и вызывающее в определенных случаях назначение опеки. «Сумасшествие» является более современным понятием слова «безумие» и обозначает дословно: сошедший с ума, потерявший ум. Существительное «безумие» образовано путем прямого перевода с греческого aphrosyne: а – без, phronis – ум, syne (суффикс) – ие. Во всех славянских языках слово «безумие» имеет сходнoe звучание. Так как формы сумасшествия очень разнообразны, выделить определенные признаки исследователям не представляется возможным. Общим критерием может служить отклонение поведения от принятых общественных норм, начиная с патологической гиперактивности и заканчивая кататоническим ступором и депрессией. Первое проявляется потерей контроля над эмоциями, невозможностью сдерживать проявления страха, гнева, злобы и определяется в психологии как состояние аффекта. В этом состоянии поведение не поддается самоконтролю, действия бессмысленны или направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей, и последствия действий не играют никакой роли. Внешний и внутренний мир смешаны, восприятие реальности нарушено. Примеры можно найти уже в древнегреческой мифологии: Геркулес убивает своих детей, Аякс вырезает отару овец Одиссея и налетает на собственный меч, а Медея убивает сыновей. Другая крайность безумия – депрессия и меланхолия, нарушение в общении, безучастность и отсутствие интереса к жизни. Существуют два основных подхода к анализу безумия: медицинский и философский. Согласно первому, безумие является болезнью; согласно второму, это духовная (моральная, религиозная) категория. Спор между сторонниками этих точек зрения уходит корнями в античность. Стоики (представители философского подхода) считали, что душевные расстройства происходят от избытка страстей и неспособности к моральной ответственности, а Платон одержимыми называл поэтов. Он был первым, кто дал научное описание сумасшествию. В диалоге «Федр» Платон различает два вида безумия: болезнь и божественный дар. В последующем описании для лучшего сравнения причины безумия разделены на сверхъестественные и физические. По эпосу Гомера исследователи судят, что древние греки под «обычным» сумасшествием понимали потерю самоконтроля и помутнение рассудка из-за боли, ярости, желания мести или ненависти. В древнегреческих трагедиях безумие описано как потеря своего «Я», что имеет катастрофические последствия для самого безумного и его окружения. В Древней Греции безумие считалось одержимостью демонами, но могло быть и ниспослано богами, тогда как соматическое расстройство считалось болезнью души и, как описал Платон в «Тимее», несло зло, а божественное безумие давало настоящее знание и потому имело позитивное значение. Однако в древнегреческих мифах и божественное безумие часто вело к саморазрушению и убийству невинных – обычно близких родственников. Имела распространение и противоположная точка зрения, одним из самых известных ее представителей был Гиппократ, считавший психические черты личности происходящими от физических причин. Греческая медицина, опираясь на тексты Гиппократа, толковала сумасшествие как избыток «чёрной желчи», чьи пары оседали на головном мозге, разъедали его и приводили к помешательству. «Жёлтая желчь», наоборот, приводила к повышению активности – холерическому безумию, эпилепсии и мании. Эта теория обрела вторую жизнь во времена гуманизма и Ренессанса. Меланхолия причислялась к болезням сердца, которое, в отличие от головного мозга, считалось хранителем характера и чувств, хотя это мнение и оспаривалось в медицинских кругах.

 



 
PR-CY.ru