БЕЗУМИЕ - Страница 5

Во всех формах сумасшествия личное восприятие заменяет здравый смысл. Эта форма безумия была описана уже в античности, а во времена гуманизма обрела особую популярность: считалось, что одарённые художники, писатели и поэты находятся на грани гения и безумия (подтверждением чему, впрочем, были многочисленные примеры). До недавнего времени к сумасшествию причислялись не только психические отклонения, но и такие заболевания и дефекты, как эпилепсия, бешенство, ликантропия и др. Помутнение сознание после приёма таких наркотических и отравляющих веществ как алкоголь и галлюциногены, также считалось проявлением безумия. Другими его формами считались, к примеру, врождённые состояния и потеря разума вследствие комы, летаргии, болезненных состояний или старости. Скорбь при потере близкого человека, как и боль неразделённой любви также относились к безумию. В литературе часто встречается описание таких проявлений скорби, как бессонница, плач и заламывание рук. Форма сумасшествия как средство самовыражения потеряла популярность только в начале XIX в. До середины XX в. понятие здоровья для большинства членов общества определялось понятием нормы. Всё, что по каким либо причинам отвергалось обществом, считалось болезненным отклонением. Как следствие, члены общества, не подходившие под описание «разумного» человека, подвергались остракизму и гонениям. Доказательство невозможности безумия без разума привёл немецкий философ-идеалист Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.), обосновавший свою теорию тем, что животные не сходят с ума, т.к. не имеют разума. В 1798 г. немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804 гг.) предложил описание безумия как дихотомию разумного и безрассудного. По степени тяжести Кант разделил сумасшествие на три группы: безумие, помешательство и невменяемость. Его определение безумия как смещение разумного в безрассудное являлось в XVIII и XIX вв. классическим. Помешательство же он определяет как систематическое нарушение разумного, которое проявляется в «позитивном» безумии: больные вырабатывают собственные логические правила, которые не отвечают логике людей здоровых. Идеал умственно здорового человека менялся с развитием общества, но иногда насаждался принудительно, как например, в 30 гг. XX в. в Германии, когда всех несогласных с гитлеровским режимом причисляли к безумцам и соответственно пытались «вылечить» в концлагерях. Примерно то же самое можно наблюдать и в советской истории: вполне здоровые люди часто попадали в психиатрические лечебницы за инакомыслие. В современной психиатрии принято считать, что психические расстройства происходят из-за нарушения нейромедиаторного баланса. Иначе говоря, нейроны, из которых состоит мозг, не соединены друг с другом, между ними есть расстояние – синоптическая щель, в ней находятся так называемые нейромедиаторы (серотонин, дофамин, норадреналин и т.д.), которые передают импульсы между нейронами. За счет нарушения этого баланса происходят психические расстройства. Врачи пытаются лечить безумие нейролептиками, которые этот баланс восстанавливают. Сегодня психические расстройства лечат как медикаментозно, так и психотерапевтически, сочетая одно с другим. В зависимости от вида расстройства и его тяжести, доля одного или другого вида лечения может меняться. Психические расстройства нынче не объединяют таким общим понятием как «безумие» или «сумасшествие», а делят с помощью таких диагностических систем как DSM-IV Американской психиатрической ассоциации (АМП) или МКБ Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Создать впечатление о том, что в прошлом расценивалось как сумасшествие, помогают литература и живопись, а источниками служат картины, иконы, фрески и другие произведения. Но так как живопись имеет эмоциональную основу, эти источники не могут считаться непредвзятыми. Безумие в живописи проявляется искаженной мимикой, противоречивыми или бессмысленными жестами, абсурдными действиями, а также неправильным, перекошенным положением тела.

 



 
PR-CY.ru