АТЕИЗМ - Страница 35

«Творческий атеизм, – пишет Р.О. Гибайдулина, – это не идея, а панорама. Как идея, атеизм мало чего стоит, – это теизм, вывороченный наизнанку. Но развернутый оптически, атеизм дарит нам разнообразие всех возможный эйдосов, образов жизни, в их блеске, самоцветии, которое не скучнеет и не засвечивается никаким светом, бьющим «с той стороны». Атеизм – это всего-навсего оптика естественного освещения предметов, при котором каждый из них являет свой собственный цвет. /…/ Я слишком много думала об атеизме, чтобы он не обесценился для меня как предмет мысли. Но он сохраняется как условие мысли. /…/ Атеизм нельзя винить, атеизмом нельзя творить, от него нельзя родить и от его имени нечего провозглашать. /…/ Ошибкой целой эпохи было мыслить атеизм «именительно». В результате такой субстанциации получился анти-теизм, антипод теизма. Между тем атеизм ничему не противостоит и ни на чем не стоит – он «обстоит», как обстоятельство, как чистый воздух мысли. Чтобы мыслить лес в лесу, воду в воде, совесть в совести, нужно избавиться от всех теистических посылок. Слишком наперчить или пересолить – значит отбить вкус пищи. Религия, как «соль мира», пересаливает все явления – и мы не ощущаем в них никакого вкуса, кроме вкуса самой соли. Атеизм – это не какой-то особый вкус или запах, это вкус и запах самих вещей, переживание их свежести» (там же). Однако сегодня все большее распространение получают религиозно-философские и богословские представления об атеизме, который отождествляется с богоборчеством или нигилизмом. Общий тезис «атеизм есть отрицание Бога» дополняется положениями типа: атеизм – «суррогат веры» (Н. Бердяев, А. Мень), «извращение мыслей» (С. Булгаков), «дьявольское искушение», «хуление Бога», эгоизм, низменные побуждения и т.п. Для подавляющей части неверующих людей постсоветской России характерна общественная пассивность. Часть из них, идентифицирующих себя как сознательных атеистов, активизировалась в середине 1990-х гг. Развитие атеизма в постсоветской России идет тремя путями: поддерживаются традиционные формы воинствующего безбожия (необольшевистский атеизм), атеистическое мировоззрение осмысливается через идеи гуманизма и свободомыслия (светский гуманизм), формируется идеология «нового русского атеизма». Для всех трех форм постсоветского атеизма в разной степени характерно негативное отношение к участию церкви в жизни общества. В начале 1990-х гг. он существовал латентно, большинство атеистических выступлений носило спорадический (непрогнозируемый) характер, атеистическое мировоззрение воспринималось как маргинальное (изолированное от общего). Первые антицерковные и антирелигиозные публикации появились в газете ЦК Российской (революционной) партии коммунистов «Мысль» в 1992 г. Некоторую смысловую стройность и организованность выступления атеистов приобрели с середины 1990-х гг., выходя преимущественно в Интернете. В 1996 г. в Новосибирске был создан первый и до сих пор наиболее популярный атеистический Интернет-проект, названный «Атеистический сайт» («А-сайт»), поддерживаемый Новосибирской областной образовательной сетью. Помимо хулиганства на сайте представлены серьезные проекты, к которым относится страничка «Новый русский атеизм» (с 2000 г.), отражающая идеологию молодежного крыла современного атеистического движения. Почти одновременно с созданием «А-сайта» в Интернете появились публикации против религии и церкви некоего Борцова, скрывающегося под псевдонимом Warrax и придерживающегося не только атеистических, но и сатанистских взглядов (позднее Борцов создал страницу «Warrax Blackfire Pandemonium»). До ноября 2001 г. Warrax входил в состав атеистического движения АТОМ, что стало отражением новой реальности в атеистическом движении, в своих крайних выражениях смыкающемся с сатанизмом.

 



 
PR-CY.ru