АТЕИЗМ - Страница 31

Серьезные препятствия возникли для реализации гражданами провозглашенного новой властью права исповедовать религию и создавать религиозные организации, поскольку регистрация общин и предоставление им помещений для отправления религиозных обрядов (богослужения вне храмов были запрещены) теперь полностью зависели от произвола атеистической власти. Основы для развития атеистического законодательства содержались в советских Конституциях (1918, 1924, 1936 и 1977 гг.). Первые Конституции лишили духовенство политических и части гражданских прав (так называемые «лишенцы») и предоставили свободу действий атеистам. Конституция 1924 г. гарантировала свободу только антирелигиозной пропаганды, религиозная пропаганда была запрещена, права верующих ограничивались «отправлением религиозного культа». Конституция 1936 г. установила равенство всех граждан перед законом и в избирательных правах, однако действовавшее законодательство жестко ограничило в правах на религиозную деятельность духовенство и верующих, устанавливая препятствия в регистрации общин, запрещая отправлять богослужение вне специальных помещений, заниматься религиозным воспитанием своих детей, совершать колокольный звон и крестные ходы. Наблюдение за исполнением атеистического законодательства в РСФСР, а затем и в СССР осуществляли правительственные органы. Сначала этим занимался Наркомат юстиции РСФСР, при нем и его органах на местах в 1918 г. были созданы специальные отделы по реализации декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». С образованием СССР этим вопросом ведали НКВД РСФСР и Секретариат по делам культов при Председателе ВЦИК (с 24 августа 1924 г. по 8 апреля 1929 г.), Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК (с 1929 г.). 7 мая 1934 г. был создан первый всесоюзный орган – Постоянная центральная комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР. После упразднения комиссии в 1938 г. ее функции были распределены между НКВД СССР, Наркоматами юстиции республик и местными Советами. 14 сентября 1943 г. был создан Совет по делам РПЦ, 19 мая 1944 г. – Совет по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР. Аналогичные структуры появились в союзных республиках. 8 декабря 1965 г. оба Совета были слиты в Совет по делам религий при Совмине СССР, который ликвидирован 14 ноября 1991 г. Важной частью атеистической политики советской власти являлись атеистическая пропаганда и атеистическое воспитание. Уже в первые годы существования РСФСР, затем СССР были учреждены периодические издания, единственной целью которых было распространение атеизма: «Революция и церковь» (1919–1924 гг.), «Наука и религия» (с 1922 г.), «Безбожник» (газета, 1922–1934, 1938–1941 гг., в 1925–1941 гг. выходил журнал с таким же названием), «Безбожник у станка» (1923–1931 гг.), «Антирелигиозник» (1926–1941 гг.), «Атеист» (1922–1930 гг.), «Воинствующий атеизм» (1931 г.), «Юные безбожники» и др. В 1932 г. в СССР выходило 23 атеистических журнала и 10 атеистических газет. Зачастую авторами этих изданий являлись бывшие клирики Русской православной церкви, отрекшиеся от веры и снявшие сан. В атеистической периодике подвергалось огульной критике все, что имело отношение к религии и ее институтам: от догматов до бытовой жизни священнослужителей. Широко использовались «грязные» приемы, в гипертрофированном виде выставлялись те явления, которые хотя бы в малой степени могли подорвать у населения доверие к духовенству и церкви, частные явления и человеческие слабости экстраполировались на религию и ее институты в целом. Эти издания стали инструментами проведения политических кампаний, направленных против религиозных организаций. Наиболее ярким примером такой кампании является широкомасштабная травля Русской православной церкви во время голода в Поволжье в 1922 г.

 



 
PR-CY.ru