Религия греков - Страница 10

Разумеется, внутри Афинского государства были свои противоречия, но в целом утвердившийся в Аттике государственный строй покоился на совместной частной собственности активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации. Второй этап (462–412 гг. до н.э.) продолжил утверждение народовластия. Конкретные преобразования были осуществлены реформой лидеров афинского демоса, видных ораторов и военачальников Перикла (около 494 – 429 гг. до н.э.) и Эфиальта (середина V в. до н.э.). В результате афинское государство становится политической организацией свободных граждан, обеспечивавшим защиту их интересов и повиновение рабов. Афинская демократия характеризуется хорошо организованной политической государственной системой. Замещение государственных должностей строилось по принципам выборности, срочности, коллегиальности, подотчётности, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства были народное собрание, совет пятисот, галиэйя (особое судебное собрание), коллегия стратегов, коллегия архонтов. Верховным органом власти было народное собрание – экклезия. Религиозными и семейными делами (а также делами, относящимися к нравственности) занималась коллегия архонтов. Религиозными делами, а также преступлениями, связанными с нарушением священных устоев государства (в частности, посягательствами на семейные и родовые отношения) занимался судебный орган – ареопаг. В его компетенцию входили также управленческие функции в отношении общенародных священных имуществ организации культов, в сношениях религиозного характера с другими греческими государствами. Кроме ареопага все остальные судебные органы регулярно обновлялись и находились под постоянным контролем низового самоуправления как по своему составу, так и по процедуре разбора дел – преимущественно публичной. Успешное завершение основного этапа греко-персидских войн позволило Афинам занять ведущее положение в тогдашнем греческом мире. Господство на море обеспечивало им непрерывный подвоз дешёвого зерна из Причерноморья и экспорт исконных продуктов земледелия и ремесла: оливкового масла, виноградного вина, расписных керамических изделий. Для афинян был широко открыт рынок дешёвой рабской силы всего Эгейского моря и Ионийского побережья. Патриотический подъём, который переживали Афины в первой половине V в. до н.э., осмысливался его современниками при тогдашнем уровне общественных отношений в религиозно-мифологических образах. Поражение персидской монархии в историческом повествовании Геродота, впитавшем в себя фольклорную притчу и новеллу, расценивалось как следствие кары богов, разгневанных непомерным величием персидских царей. Организатор Саламанской битвы Фемистокл (около 524 – 459 гг. до н.э.), трезвый и проницательный политик, был уверен, что афиняне одержали победу благодаря покровительству или даже непосредственному вмешательству богов. При этом широкие массы всё ещё верили в старинных антропоморфных богов, во всякие прорицания и приметы. В глазах же наиболее образованных и широко мыслящих афинян, знакомых с философией Ксенофана (около 470 – около 475 гг. до н.э.) и Гераклита Эфесского (544–483 гг. до н.э.), божество принимало более отвлечённые очертания. Его отождествляли с имманентно присущими природе и обществу порядком и закономерностью, а в боге видели строгого судью, неподкупно карающего всякое уклонение от норм и законов вечной справедливости. Впрочем, независимо от различий в уровне религиозных представлений афинская демократия в целом считала своё существование делом рук божества и видела в незыблемости традиционных установлений и этических норм гарантию своей долговечности (в этом коренился своеобразный консерватизм полисного мировоззрения). Полисный строй прямо предполагал наличие сословных ограничений между отдельными слоями жителей. Права гражданства проявлялись, прежде всего, в политической сфере, возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда. Вхождение афинянина в число граждан сопровождалось определённой церемонией – епитимией. За преступления против полиса гражданин мог быть подвергнут пожизненной атимии – лишению прав гражданства без изгнания, что выражалось в лишении права доступа на рынок, в святилище, в органы власти. Значительную часть населения составляли рабы. Рабами становились по рождению, по приговору суда, а также захваченные в плен; они могли принадлежать к полису и частным лицам. В основном рабы использовались в домашнем хозяйстве и как специалисты. Хозяин не имел права распоряжаться жизнью раба. В какой-то степени рабы сохраняли право на защиту собственной личности. Публичные (государственные) рабы использовались, главным образом, на общественных ремесленных работах, на полицейской службе, в качестве помощников в различных конторах.

 



 
PR-CY.ru