Религия греков - Страница 4

Каждый член амфиктионии посылал своих уполномоченных на собрания, происходившие дважды в год, для обсуждения общих дел (содержание храма, заведование священными сокровищницами, устройство празднеств и т.п.). Существовали и другие религиозные культы, но совершенно особым по своему духу и очень древним был культ Диониса, оказавший большое влияние на всё эллинское сознание. Его яркой отличительной чертой были дионисии – разнузданные женские оргии. Считалось, что в эти минуты женщины всецело принадлежали божеству производительной силы природы – Дионису (или Вакху). Культ Диониса не был связан с каким-то особым вероучением или ритуалом, а являлся, по определению русского поэта-символиста Вячеслава Иванова (1866–1949 гг.), «психологическим состоянием по преимуществу». Отдаваясь власти Диониса, человек стряхивал с себя путы повседневности, освобождаясь от общественных норм и здравого смысла. Опека разума исчезала; вакханка как бы сливалась с потоком божественной жизни и включалась в стихийные ритмы мироздания. Культ Диониса и связанные с ним мистерии относится к тайным культам Эллады. Участники мистерий (мисты) были связаны клятвой хранить в тайне всё, что имело к ним отношение (обряды, скрытые имена богов и т.п.). Мистерии проходили ночью, сопровождались плясками и пением, которые были названы дифирамбами, причём дифирамбы – это более поздняя, литературно обработанная часть культа. Первоначально мистерии сопровождались фаллическими песнями с «ненормативной лексикой» и непристойными плясками. Дифирамб, к которому древнегреческий философ и учёный Аристотель (384–322 гг. до н.э.) возводит начальную стадию трагедии, – это хоровая песнь, составляющая неотъемлемую часть культа Диониса (греч. «трагедия» – букв. «песнь козлов», т.е. козлоногих сатиров, спутников бога). Культ козла символизировал плодородие, и мистерии сопровождались не только соответствующими песнями, но, как полагают исследователи, и скотоложеством, откуда и возникала, в частности, необходимость хранить в тайне всё, что было связано с мистериями. Участники хора ещё в V в. до н.э. были одеты сатирами, т.е. носили козьи шкуры или парик с рогами и обувь, разрисованную в виде козьих ног с копытами. Весёлые и необузданные спутники Диониса не могли, конечно, рассуждать о слишком серьёзных вещах и слишком подолгу. Превращение незатейливого, шутливого сатирического представления в патетическую трагедию произошло уже на чисто аттической почве, и причины этого исследователи видят в идейных сдвигах периода становления Афинского демократического государства. Дионис – вегетативное божество, воплотившее в себя представления первобытного человека о земном умирании и весеннем пробуждении природы. В этом отношении культ Диониса – близкая параллель ближневосточных божеств, таких, как египетский Осирис или финикийский Адонис. Во всех случаях ритуал, носивший первоначально космический характер, включал в себя ежегодную смерть бога и его воскресение, причём последнее приходилось, естественно, на дни, когда солнце поворачивает к лету, обещая новый урожай. Постепенно Дионис приобретает черты зооморфного божества, его представляют в виде быка, оплодотворяющего стада. Но ещё в литературе V в. до н.э. его культовую песнь (дифирамб) называют «гонителем быков». Культ пользовался особенным почитанием среди непосредственных производителей материальных благ – земледельцев, скотоводов, виноградарей, что в VIII–VII вв. до н.э. подтверждается ожесточённым ему сопротивлением со стороны землевладельческой аристократии, а в VII–VI в. до н.э. он стал в руках тиранов одним из орудий идеологической борьбы со знатью. Федерации греческих полисов имели форму религиозного союза с общим святилищем и связанными с ним церемониями – общегреческими священными музыкальными и спортивными играми в честь богов. Греков объединяли в духовном отношении и общие сказания о героях, возникавшие из местных мифов о богах, которые были предметом поэтической обработки рапсодов, профессиональных певцов; они их дополняли, развивая его первоначальный баснословный материал и распространяя в таком виде по всей Элладе. В этих сказаниях под именем того или другого героя, совершающего подвиги на благо людей, большей частью скрывалось какое-нибудь божество, значение которого (как божества) было забыто, но которое сохранялось в памяти народа, как имя сына или внука бога, прославившегося своими необыкновенными деяниями. В подобных мифических образах греки уже в ранние времена воплощали свои идеалы человеческого достоинства и доблести, высшего совершенства в физическом и моральном смысле. Наибольшей славой из таких героев пользовался у греков богатырь Геракл, сын Зевса и смертной женщины. Его всю жизнь преследовала ревнивая Гера, и он был должен совершить на службе у одного своего родственника (Еврисфея) целый ряд подвигов (из них двенадцать особенно трудных). Герой в конце жизни сжигает себя на костре, однако после этого Зевс принимает его на небо.

 



 
PR-CY.ru