Религия греков - Страница 9

Праздники в честь этого божества сопровождались разгулом, доходившим до исступления. Миф о Вакхе содержал рассказ о том, что его почитательницы однажды в экстазе разорвали его самого на части, которые были потом собраны Зевсом, призвавшим убитого бога к новой жизни. Наконец, у Зевса был особый вестник, который назывался Гермесом. Зевс посылал его объявлять свою волю и исполнять разные поручения (он стал считаться богом торговли и даже плутовства). Особенно чувствительным недостатком пантеона Зевса было отсутствие в нём ясных этических принципов. Нравственный идеал богов был настолько шатким, что уже через несколько поколений вызывал протесты и насмешки у самих греков. У всех народов с первобытной древности этика шла рука об руку с религией; у древних греков она была «подорвана» в самом начале. Видимо, их коллективный разум так и не смог примириться с грандиозным событием, олицетворявшим слепую бездуховную мощь первоначального хаоса. Общественное богослужение греков состояло из жертвоприношений, песнопений и символических обрядов и сопровождалось пляской и разного рода состязаниями. Одарённые художественным чутьём, греки особенно развили эстетическую сторону своего культа, создав религиозную музыку (пение гимнов в честь богов под аккомпанемент лиры (кифары) и кларнета или флейты) и целый ряд обрядов, драматически воспроизводивших вспоминаемые события. Жертвоприношения превращались в своего рода пиршества, в которых как бы принимали участие сами боги, праздники – в увеселения с танцами, кулачными боями и т.п. Такие состязания в честь богов носили у греков имя «агонов» и пользовались большой популярностью. Они устраивались в разных местах, но наибольшей известностью пользовались такого рода празднества в Олимпии (в Элиде), в Дельфах (пифийские состязания), в Немее (в Арголиде) и на Коринфском перешейке (истмийские состязания). Самыми знаменитыми были олимпийские игры. Около города Олимпии, на небольшой равнине в долине реки Алфея была священная роща, в которой находилось святилище бога Зевса, где каждые четыре года устраивалось торжество в его честь, и на праздник приезжали с богатыми дарами послы от разных греческих городов, стекалось много народа из всего эллинского мира. Состязания происходили под руководством жрецов-судей и состояли из самых разнообразных упражнений. В этих увеселениях могли принимать участие все свободные и полноправные граждане, но прежде они должны были давать присягу, что почитают богов и повинуются родителям, и что будут честно вести борьбу. Люди из самых знатных и богатых фамилий охотно участвовали в этих играх. Победителей награждали венками, их имена записывались, и сами они покрывали славой не только самих себя, но и свои города. Олимпийских победителей дома встречали как героев, а в Олимпии впоследствии ставили им памятники в виде статуй. Четырёхлетние периоды между олимпийскими празднествами получили название олимпиад, и даже установился (но уже в более поздние времена) счёт годов по олимпиадам, причём первый год первой олимпиады приходится на 776 г. до н.э., когда, по преданию, были впервые записаны имена победителей. Впрочем, это летосчисление не было в общем употреблении, т.к. каждый город имел свой особый календарь. Олимпийские игры были, так сказать, праздниками всей Эллады и немало содействовали развитию в греках общего национального сознания. На время этих и других подобных празднеств войны между греками должны были прекращаться (этот обычай тоже вносил, как и принадлежность к амфиктионии, известное ограничение в праве войны). Хотя в целом государства, входившие в состав союза, могли воевать друг с другом, но должны были не нарушать при этом определённых правил: не разрушать союзных городов, не лишать их воды и т.п. В конце VI – в первой половине V в. до н.э. начинает приобретать всё большее значение в истории древнегреческой культуры Аттика – небольшая область на северо-востоке Средней Греции; её центром становятся Афины. К концу VI в. до н.э. в Афинском полисе сложилась завершённая государственная организация, построенная на прямом участии основной массы полноправных и свободных граждан в реализации государственной власти. Однако общая система институтов власти и управления вырабатывалась не единовременно, а стала итогом, по меньшей мере, двух этапов политических реформ. Первый этап (508–462 гг. до н.э.) связан с реализацией политики, направленной на окончательное низвержение аристократического господства и традиций родового строя; начало ему положили реформы Клисфена из рода Алкмеонидов в 509 г. до н.э. В результате демократической реформы Клисфена были ликвидированы пережитки родовой организации и окончательно оформлен полис – гражданский коллектив, осознающий себя как нечто единое перед лицом эксплуатируемых рабов и негреческих племён и государств («варваров»).

 



 
PR-CY.ru