Религия греков - Страница 3

В связи с верованием в загробную жизнь возникли (в некоторых местах получили особое развитие) и таинственные обряды, известные под названием мистерий (от греч. – «закрывать рот»). Таким характером отличался в Аттике праздник Деметры, дочь которой (Персефона) была похищена богом подземного мира и стала царицей в этом жилище теней. Миф о Деметре и Персефоне выражал собой смену времён года, но с этим поэтическим представлением об одном из явлений природы соединилось и представление о посмертном существовании человеческой души. Ритуалы в честь Деметры сопровождались пением гимнов, в которых разъяснялось значение церемонии, зрителям обещалась блаженная жизнь за гробом. Участие в мистерии считалось очищением и искуплением от всякой вины, совершённой человеком. Потребностям в искуплении ради достижения блаженства в загробной жизни была обязана своим происхождением секта орфиков, верившая в переселение душ; в этом они видели наказание за порочную жизнь. Орфики также совершали таинственные обряды с целью искупления для блаженной жизни за гробом. У них были свои священные писания, автором которых они считали мифического певца Орфея, посетившего загробный мир, чтобы вывести оттуда свою жену Евридику. Свои боги, свои праздники, свои обряды были в каждой местности. Часть из этих местных культов постепенно становились общеизвестными, пользуясь большим значением далеко за пределами своей округи. Уже в очень отдалённое время у греков прославилось святилище Зевса Пеласийского в Додоне (Эпире): здесь был старый священный дуб, в шелесте листьев которого людям слышался вещий голос бога. Общие культы обычно устанавливались, когда происходило сближение между отдельными государствами, на которые делились греки, поскольку религиозные начала, сложившиеся внутри семьи, при их расширении определяли характер социальной организации более высокого уровня. Когда божество одной семьи представлялось более могущественным из-за её процветания, другие семьи также стремились приобщиться к этому культу, заключив религиозны союз. Группа семей, связанных единым культом, составляла первичную гражданскую единицу – фратрию. Семья, согласившаяся поделиться своим божеством, оставляла за собой право наследственного жречества. Группа фратрий создавала новый религиозный союз – амфиктионию, а объединение нескольких амфиктионий вокруг общего культа составляло собственно гражданскую общину – полис, который был уже государственным объединением. Полис выступал как объединение религиозных союзов, продолжавших в нём существовать вместе со своими культами. Например, ионяне Малой Азии и близлежащих островов составляли из себя религиозный союз и имели общий храм Посейдона на мысе Микале. Точно так же религиозным центром всего ионийского племени по обе стороны Эгейского моря сделался остров Делос, на котором особое развитие получил культ Аполлона в фокидском городе Дельфы, у подножия горы Парнаса; он получил общенациональное значение. Своей славой дельфийское святилище бога солнца было обязано оракулу (или прорицалищу). Жрица Аполлона (пифия) садилась на треножник около расщелины в скале, откуда выходили одуряющие пары, лишалась от этого сознания и начинала произносить бессвязные слова, считавшиеся за вещания самого бога. Жрецы передавали её двусмысленные речи присутствующим и толковали их смысл. Собственно говоря, это не были предсказания будущего, но советы и наставления по поводу разных предприятий частных лиц и даже государств. Дельфийский оракул прославился далеко за пределами даже самого греческого мира, и к нему иногда стали обращаться другие народы (например, лидяне, а впоследствии римляне). Благодаря этому жрецы дельфийского Аполлона, с одной стороны, хорошо знали всё, что делалось во всей Греции, а с другой стороны, приобрели громадный авторитет даже в политике. Дельфийский оракул сделался также большим авторитетом и в нравственных вопросах: к нему обращались в случаях тревоги или угрызений совести, здесь же искали искупления совершённых проступков, а жрецы пользовались этим, чтобы преподавать более высокое нравственное учение, которое постепенно вырабатывалось в их среде. Именно в Дельфах произошло превращение культа солнечного божества в религию бога духовного света и добра. Сам храм Аполлона был очень богат из-за приношений, стекавшихся в него со всех сторон. При дельфийском храме образовалась амфиктиония (религиозный союз для совместного культа и для охраны союзных храмов). Собственно говоря, таких амфиктионий в Греции было несколько, но самая знаменитая была именно дельфийская, потому что она была уже не местной, а охватывала несколько племён. Некоторые исследователи считают, что дельфийской амфиктионии греки больше всего были обязаны возникновением среди них национального самосознания, и что отсюда же распространилось на весь народ название «эллины».

 



 
PR-CY.ru