Религия римлян - Страница 5

Покровителем какой-то древней общины (видимо, тоже сабинской) был и бог Квирин, в позднейших представлениях сближенный с Марсом и с легендарным основателем Рима Ромулом. Скорее всего, это был патрон-эпоним самого Рима, судя по архаическому названию римлян – квириты (может быть, от сабинского слова «quiris» – «копьё»). Считается очень вероятным, что и некоторые другие боги римского пантеона из числа dii indigetes были первоначально покровителями общин, влившихся в Римское государство. В дальнейшем практика поклонения отдельному богу-покровителю распространилась и на профессиональные союзы, каждый из которых обрёл своё божество. Особенностью римской религии было существование и «сословных» богов. Так, наряду с патрицианскими богами (Юпитером, Юноной, Марсом) была также «плебейская» триада: Либер (бог роста растений и животных) и богини Либера и Цирера (позже отождествлённая с греческой Деметрой; она была также богиней вечера, запада и мёртвых, духов-предков). Поклонялись плебеи также богине удачного случая Фортуне. Богиня Минерва, возможно, была заимствована из города Фалерии, где она издавна почиталась как покровительница ремёсел и искусства; такова же была её функция в Риме, где храм Минервы на Авентине стал центром ремесленных коллекций. В дальнейшем по ходатайству поэта и драматурга Ливия Андроника (около 280 г. до н.э. – не ранее 207 г. до н.э.), основателя эпической и лирической поэзии римлян, при храме Минервы была организована коллегия писателей и актёров, покровительницей которых стала эта богиня; впоследствии её почитали также музыканты, врачи, учителя. Минерва была отождествлена с Афиной, что сообщило ей черты богини мудрости, войны и городов. Официально был провозглашён культ греческого бога Аполлона как искусного врачевателя, другой греческий бог-врачеватель, Асклепий, почитался в Риме как бог Эскулап. Широко распространился культ Диониса, получившего в Риме имя Бахуса, или Вакха; греческий бог войны Арес стал богом войны Марсом. У древнейших римских богов не было своего Олимпа, как у греческих; местом поклонения им были священные рощи – дубовые, буковые, миртовые. Всех богов римляне делили на три категории – небесных, земных (хтонических) и подземных. Подземный мир воспринимался как царство мёртвых, как обиталище душ усопших. На две категории делились души. Во-первых, это почитаемые души предков, которые, по представлениям римлян, сами становятся богами (умершие отец и мать – это «боги-родители»). И во-вторых, это злые души умерших нечестивцев, злодеев, а также тех, кто не получил правильного погребения (души этих людей становятся злыми, мстительными существами – ларвами и лемурами). Римляне также поклонялись богиням, которые воплощали добродетели: Конкордия (согласие), Пиетас (благочестие), Пакс (мир), Фидес (верность клятве), Спес (надежда) и др. Изображения этих богинь обычно чеканились на монетах как символ государства, народа и его правителей. Капитолийский храм стал религиозным центром Рима лишь с конца VI в. до н.э., с верховным богом – Юпитером Капитолийским, который был царём богов и решал (с помощью совета богов) все дела людей; был также символом мощи Рима и единства его народа, позднее – покровителем императоров. Вместе с женой Юноной и Минервой (обе богини прежде были этрусскими) они составляли новую капитолийскую триаду богов (более древнюю составляли Юпитер, Марс и Квирин – «мирный» Марс, впоследствии слившийся с обожествлённым основателем Рима – Ромулом). В пантеоне римских богов одно из центральных мест занимал италийский бог Янус (древний дух порога и дверей), ставший также богом начала (года, месяца, жизни). Его изображали с двумя лицами, смотрящими в противоположные стороны (потому что двери ведут в дом и из дома, и богу было ведомо прошлое и будущее). Вместе с пенатами, ларами, гениями и родовыми богами Янус олицетворял дом вообще, «дом» как понятие. Римляне в своих религиозных верованиях и в правосознании тем и отличались от остальных народов, что всё было подчинено созданию и укреплению дома, семьи, рода, поскольку племенного объединения не было. Даже во времена империи всех тех, кто примкнул к другой партии, а затем вернулся к прежней, приветствовали: «С возвращением домой». Позже христианство воспринималось негативно именно потому, что вносило разлад в семейные отношения. Отсюда – тесная связь религии и государства, проявляющаяся во всех сферах религиозной практики. Многие религиозные празднества, первоначально носившие родовой или семейный характер, позднее приобретали государственное значение и служили официальными государственными мероприятиями; укрепление государства означало и укрепление семьи, родового союза. Римляне легко заимствовали те религиозные культы, которые не были опасны для духов-хранителей, призванных блюсти семейный очаг и беречь членов семьи от возможных опасностей, поэтому даже законы царского периода направлены на всемерное укрепление институтов кланово-родового строя.

 



 
PR-CY.ru