Религия римлян - Страница 10

Характерно, что изображений богов, статуй, идолов римляне первоначально не знали, в чём проявился всё тот же чисто рассудочный, лишённый всего эмоционального и поэтического характер римской религии. Материальными символами отдельных божеств служили те или иные предметы, вероятно, бывшие некогда простыми фетишами. Марс символизировался копьём, Юпитер – камнем, символом Весты был священный неугасимый огонь. Делать статуи своих богов римляне начали уже позже, в подражание грекам. Однако изображения умерших делались у римлян издавна; эти изображения имели вид посмертных масок или бюстов, которые хранились в каждой семье (этот обычай, по-видимому, перешёл к римлянам от этрусков). Крестьяне придерживались обычая чтить в качестве символов богов старые пни и большие камни. Первоначально не было и настоящих храмов. Римский templum вначале был просто огороженным местом для гаданий, прежде всего, для наблюдений за небом. Отсюда происходит, кстати, и латинский глагол «contemplari» – «наблюдать», «рассматривать». Это освящённое место служило и для важных общественных действий, собраний сената и пр. Одним из древнейших и главнейших храмов был Templum Capitolinum, посвящённый Юпитеру. Позже римляне стали (опять-таки подражая грекам) строить храмы-святилища для своих богов. Но в их архитектуре было одно характерное отличие от греческих храмов, развившихся из жилого дома: передняя часть римского храма представляла собой обширный открытый портик, откуда наблюдали небо. Подобно всем другим религиям древних народов, религия Рима выражала собой противопоставление римской общины всему внешнему миру. Боги Рима были покровителями государства в его борьбе с врагами, но это противопоставление переносилось и внутрь общины. Плебеи вначале не участвовали в официальном культе, не имели права прибегать к ауспициям. На этом основании («auspicia поп habetis») патриции отказывали плебеям в праве занимать общественные должности. Когда плебеи добились равноправия, неравенство не исчезло, а было ещё больше углублено: с развитием рабства религия становилась одной из форм противопоставления рабовладельцев рабам. Рабы, чужеземцы по происхождению, уже одним этим отстранялись от культа. Поскольку за рабом вообще не признавалось человеческих прав, его труд и время принадлежали его хозяину, то понятно, что хозяева не одобряли расходование рабами своего времени на дела культа. Только во время старинного земледельческого праздника сатурналий как бы забывались социальные различия: рабы не только участвовали в праздничных развлечениях, но и (по древнему обычаю) в эти дни пользовались привилегиями: ели и пили за столом своего хозяина, и он даже прислуживал им. Глубокий архаизм этого обычая состоял в том, что в дни сатурналий как бы возрождались первобытнообщинные порядки. Глубокое влияние классовых противоречий римского общества на религию выяснила советская исследовательница Е.М. Штаерман, убедительно показав, что рабы, отпущенники и свободная беднота Рима имели не только свою особую классовую мораль, отличную от морали рабовладельческой знати, но и их религиозные верования не совпадали с официальной религией Рима. Они чтили своих излюбленных богов – особенно Добрую богиню (Вопа dea), Приапа, ещё больше Сильвана, а также другие простонародные божества, почти не занимавшие места в официальном государственном культе. В этих своих богах «маленький человек» видел своих защитников от сильных людей, видел охранителей своего небольшого земельного участка, своего убогого домашнего скарба. Историческое развитие римской религии состояло, главным образом, в том, что по мере роста государства, включения в его состав новых и новых областей, сначала в Италии, затем и за её пределами, римский пантеон тоже пополнялся новыми богами и богинями. Единый римский народ состоял вначале из двух племён – латинян и сабинян; оба называли себя квиритами, что имело уже и политическое значение; позднее в их союз вошло этрусское племя луцеров. Племенная организация оставалась определяющей для Рима на весь ранний период протогосударства. Каждое племя (триба) разделялось на десять общин – курий под руководством курионов; в свою очередь, каждая курия – на десять родов под руководством декурионов. Курия – это подобие греческих фратрий, религиозно-культовых объединений с общими обрядами и совместными трапезами. Триба – высшая единица социальной организации, равно и раннеполитическое объединение (аналогия греческой филы). Курии выслушивали акты, предлагаемые царями в отношении союзов с другими племенами, решали дела, касавшиеся межродовых или межкуриальных отношений внутри самого римского полиса: принятие рода в общину, переход семьи в другой род, изгнание из общины, а также утверждение завещаний глав семейства. Система должностных выборных лиц в ранний период была проста: её образовывали несколько помощников царя. Главный из них – префект города, замещавший царя во время военных походов во всех вопросах, кроме религиозных.

 



 
PR-CY.ru