Религия римлян - Страница 7

Пантеон предусматривал божественное покровительство абсолютно всех сторон жизни людей, всех форм их деятельности. Специализация богов была невероятно обширной. Одним только детством ребёнка заведовали десятки богов: были боги и богини первого крика ребёнка, его первого шага, его первого выхода из дома, его хождения по улице и т.д. Каждый шаг человека, начиная с самого его появления на свет, находился под покровительством того или иного божества, функция которого была чрезвычайно ограничена. Боги эти имели не собственные имена, а нарицательные, по выполняемой каждым из них функции (возможно, имена были, но тайные, чтобы их силой не смогли воспользоваться посторонние, и они остались исследователям неизвестными). Так, первый крик новорождённого ребёнка был под покровительством бога Vaticanus; членораздельной речью его руководили боги Fabulinus, Farinus, Locutius; есть и пить учили ребёнка богини Educa и Potina. Когда дитя начинало ходить, богиня Аbеопа выводила его из дома, а Adeona приводила домой. Физическому росту ребёнка покровительствовали боги Ossipago (укреплявший его кости), Statanus (выпрямлявший его корпус), богиня Саrпа (помогавшая расти его мускулам). После поступления мальчика в школу богиня Iterduca водила его ежедневно туда, a Domiduca сопровождала домой. Подобных мелких божеств было неисчислимое множество. Немецкий исследователь Карл Герман Узенер (1834–1905 гг.) назвал эту (по его мнению, древнейшую) категорию богов «мгновенными богами» («Augenblicksgötter»). Нетрудно видеть, что наше слово «бог» не совсем соответствует римскому понятию «deus», означавшему самые разнообразные олицетворённые образы и сверхъестественные существа. Вместе с развитием культуры и появлением новых занятий и культурных благ рождались и новые боги. Так, например, медная монета находилась под покровительством бога-медника Эскулануса, а когда в 269 г. до н.э. римляне ввели серебряную монету, вместе с ней появился на свет и новый бог – Аргентинус (сребреник), который стал считаться сыном первого. Когда в конце эпохи республики была введена система подвоза продовольствия из провинций и раздачи хлеба (анноны), то объявилась и богиня Аннона, которой стали молиться об обильном привозе хлеба. Своего личного духа-покровителя (гения) имел не только каждый мужчина; у женщин также были свои богини-покровительницы (юноны), которые благоприятствовали их брачной жизни, рождению детей. Культ личных духов-покровителей (гениев и юнон) исторически восходит, видимо, к древнему нагуализму (нерелегиозному направлению самосознания). По замечанию советской исследовательницы Елены Михайловны Штаерман (1914–1991 гг.), в развитии представлений о личном гении-покровителе отразился распад древних родовых и общинных связей. Помимо личных гениев были и многочисленные гении-покровители местностей (genii locorum), видимым символом которых обычно считалась змея. Эти гении мест близки к упомянутым выше ларам, и на практике едва ли между теми и другими проводилась ясная грань. Важную роль в римской религии и в общественно-политической жизни играла система гаданий (мантика) и предзнаменований. Перед каждым важным общественным делом (перед началом войны, походом, сражением, заключением мира, постройкой здания) римляне неукоснительно испрашивали указания со стороны богов. Самыми употребительными способами мантики были гадания по полёту птиц (ауспиции – дословно «смотрение на птиц»), гадания по тому, как священные куры клюют зерно, гадания по виду молнии. У этрусков римляне заимствовали систему гаданий по внутренностям жертвенного животного – гаруспиции (есть мнение, что этруски, в свою очередь, принесли эту форму гаданий со своей прежней малоазиатской родины). Этрусские гадатели до самого конца республики считались у римлян лучшими гаруспиками. Очень большое значение имели и толкования разных предзнаменований, чаще всего в виде тех или иных необычных явлений природы (всякие такие явления обычно считались неблагоприятными знамениями). Интересно, что жертвоприношения, хотя и сохранялись в римском обществе на всём протяжении существования государства, но имели гораздо более скромный характер. Ритуальное умерщвление животных применялось лишь при гадании, когда специально обученные жрецы изучали внутренности убитого животного с целью получить ответ на заранее заданный вопрос. Система гаданий имела разветвлённый характер и практиковалась при решении практически любого вопроса, имевшего важное политическое значение. Способов гадания было очень много; римляне вообще не начинали ни одного дела, не узнав воли богов по знамениям. Это было связано с верой в то, что боги постоянно присутствуют в мире людей и могут проявлять себя и свою волю в необычных явлениях (необычный цвет неба, неожиданное поведение животных и т.д.), значение которых надо уметь понять (этим пониманием обладают жрецы). Но особого сословия жрецов в Древнем Риме не было: здесь, как и в Элладе, богам служили коллегии достойных граждан, которые формировались первоначально из патрициев, а затем и из плебеев.

 



 
PR-CY.ru