Религия римлян - Страница 8

Система гаданий отличалась крайним формализмом. Характерен анекдотический эпизод, относящийся ко времени самнитских войн и записанный историком Ливием. Командующий римским войском консул Папирий, улучив благоприятный момент, собирался напасть на противника. Солдаты, как и сам консул, были воодушевлены желанием сражаться. Жрец-гадатель, разделявший это настроение войска, совершил по обычаю перед началом сражения положенное гадание и объявил консулу, что результаты его благоприятны, что куры хорошо клюют данное им зерно. Но перед самым началом боя Папирий вдруг узнал, что жрец сказал ему неправду, что в действительности результаты гадания были неблагоприятными. Папирий, однако, заявил: «Это его дело; если жрец солгал, он будет за это наказан; что же касается меня, то мне объявлено, что ауспиции благоприятны, и я считаю их таковыми». Сражение было начато и выиграно, но жрец во время боя был убит. Строго официальный характер римской религии сказался и в том, что её служители – жрецы были должностными лицами государства. Хотя особого жреческого сословия Рим никогда не знал, и самостоятельной роли жрецы не играли, однако в Риме издавна существовали жреческие коллегии, члены которых вначале просто кооптировались, а потом стали выбираться. Древнейшими коллегиями были: понтифики, фециалы, фламины, луперки, салии, ареалы, авгуры, весталки и др. Понтифики (которых было в древности три, позже шесть, девять, а при Сулле – пятнадцать, при Цезаре – шестнадцать) это – должностные лица, следившие за календарём, назначением праздников и пр. Они знали благоприятные и неблагоприятные дни (dies fasti et nejasti), хранили память об исторических событиях и преданиях, позже стали вести их запись, знали систему мер и весов. Само слово «pontifex» (буквально «строитель моста») указывает на какую-то связь этих жрецов с рекой Тибром (по мнению Моммзена, это были первоначально инженеры, ведавшие наведением и разведением мостов). Глава коллегии (pontifex mazimus) вёл общий надзор за всем, что касалось религии, и обладал некоторыми полицейскими правами. Фециалы были не столько жрецами, сколько вестниками, глашатаями, послами римской общины в её сношениях с соседями. Они объявляли войну и заключали мир, соблюдая традиционные религиозные обычаи, хранили в памяти договоры с другими общинами. Фециалов было двадцать; двое из них считались главными: verbenarius (носивший священную траву с Капитолия) и pater patratus (уполномоченный по заключению договоров). Авгуры составляли влиятельную коллегию гадателей (их вначале было трое, впоследствии – шестнадцать). Их обязанностью было давать ответы должностным лицам республики о благоприятных и неблагоприятных знамениях; эта чисто пассивная роль ограничивала самостоятельность и политическое влияние коллегии авгуров. Руководство жертвоприношениями лежало на особом жреце, именовавшемся «rex sacrorum» («царь священнодействий»). В этой должности исследователи видят остаток древней царской власти, но в эпоху республики политическое значение должности было невелико. Коллегия шести весталок (жриц богини Весты) пользовалась большим почётом. Весталками обычно становились девушки из знатных фамилий, оставаясь в этом звании 30 лет. В течение этого времени они должны были соблюдать обет безбрачия и строгого целомудрия (нарушение обета каралось жестоко: виновную зарывали живьём в землю). Главной обязанностью весталок было поддерживать неугасимый огонь в храме Весты. Во главе коллегии стояла virgo vestalis maxima, пользовавшаяся огромным общественным авторитетом: она, например, имела право освобождать от смерти преступников, если они встречались с ней на пути к месту казни. Фламинами назывались жрецы – служители отдельных богов, подчинявшиеся общему руководству верховного понтифика; их было пятнадцать; из них трое (служители Юпитера, Марса и Квирина) считались старшими. Фламины приносили жертвы богам, пользовались большим почётом, особенно flamen dialis (жрец Юпитера), но зато подвергались множеству тягостных ограничений и запретов. Так, например, фламин Юпитера не мог ездить верхом, произносить клятву, выходить с непокрытой головой, прикасаться к сырому мясу, козе, плющу, бобам и пр. Несколько своеобразный характер имели коллегии салиев, арвалов и луперков, может быть, связанные не с государственной римской религией, а с древними народными земледельческими культами. Салии («скакуны») составляли две корпорации: одна была связана с палатинским культом Марса, другая – с культом Квирина (тех и других было по двенадцать). Выполнявшиеся ими обряды сильно отличались от торжественного и строгого официального культа: они состояли в плясках и пении; в этом можно видеть какие-то остатки шаманских действий. Жрецы-салии служили богу войны Марсу: дважды в год они обходили в старинных доспехах поселения на Тибре. Жреческие должности и коллегии учреждались государством, и коллегии оказывали большое влияние на политическую жизнь Рима.

 



 
PR-CY.ru