Религия римлян - Страница 3

Во-первых, это – синкретизм, т.е. слияние религиозных культов различных народов. Во-вторых, – этатизм, т.е. принцип, признающий главенство государства во всех сферах жизни людей. В-третьих, – ярко выраженная политическая направленность религии Древнего Рима, обеспечивающая укрепление его власти. Древнейшие верования племён, образовавших население первоначального Рима, были связаны с архаическими представлениями и обрядами, среди которых значительное место занимала вера в духов. В Риме эти архаические представления не были ни вытеснены, ни поглощены позднейшими религиозными системами, но существовали параллельно с ними. Исследователям не совсем ясен вопрос о наличии в римской религии элементов тотемизма. Во всяком случае, здесь его следов гораздо меньше, чем в религиях большинства других народов. Предполагается, что тотемическое происхождение имело почитание капитолийской волчицы и сказание о волчице, которая вскормила Ромула и Рема – близнецов, основателей римской общины; однако исследователи обычно считают, что это сказание вместе с некоторыми другими религиозными представлениями заимствовано римлянами от этрусков. Но и самим италийским племенам, возможно, не были чужды тотемические верования. Так, в умбро-сабельском предании, рассказывающем о переселениях племён после вторжения этрусков, говорится, что при переселении одно из племён шло под предводительством быка и на своей новой родине основало «Бычий город» – Бовиан. Другое племя (предков племени пицентов) вела сорока. Третья группа, от которой берут начало гирпины, шла под предводительством волка. В тотемическом происхождении этих преданий трудно сомневаться, однако более прямые следы тотемизма в римской религии исследователи не обнаружили. Хотя обряды семейно-родовой религии в честь предков исполнялись римлянами неукоснительно, их представления о загробной судьбе душ умерших были крайне смутными. Преданье говорит, что первые римские цари (Ромул и Нума Помпилий) провели реформы, в результате чего приняли единую форму и общеплеменной смысл отправление культа, и священные жертвоприношения (это, в свою очередь, способствовало политическому единству города). Свой антропоморфный облик римские боги получили позднее под влиянием греков, но культы духов, превратившихся в богов, просуществовали в Римской империи до победы христианства. Это были культы пенатов (хранителей дома), ларов (хранителей семьи и её устоев), гениев (которые изначально почитались как генеалогические боги), боги рода (от греч. «genus» – «род», «происхождение»), которые затем превратились в богов – покровителей мужчин, причём считалось, что каждый мужчина имеет своего гения. Родовая религия, культ семейно-родовых духов-покровителей была у римлян (как и у греков) одним из древнейших пластов религиозных верований и обрядов, сохранявшихся вплоть до конца существования самого Римского государства. Устойчивость этой формы религии объясняется живучестью пережитков самой родовой организации, в особенности, видимо, в патрицианских фамилиях. Римляне верили, что души или тени умерших (manes) являются покровителями семьи и рода. Обычным было выражение «dii manes» («боги-маны»). Сокращение этих слов – буквы «D.M» («dis manibus» – «богам-манам») – постоянно встречается на надгробных памятниках. Маны сближались или даже отождествлялись с пенатами, которые первоначально олицетворяли домашнюю житницу или кладовую с припасами, а в последующем стали домашними духами-хранителями. К этим двум представлениям было близко и третье – «лары» («lares»), которое, однако, имело более широкое значение. Лар – это вообще дух-покровитель. Помимо «lares familiares» («семейные духи-покровители») существовали ещё «lares viales» («духи-покровители путей»), «lares compitales» («духи-покровители перекрёстков»), «lares permarini» («духи мореплавания»), даже «lares militares» («военные духи»). Культ семейно-родовых покровителей, естественно, имел частный, узкосемейный или родовой характер. Семья под руководством главы чествовала своих предков-покровителей у домашнего очага. Исследователи считают, что значительную роль в формировании римской религии сыграла вера этрусков. Так, изначально римское представление о загробном мире как царстве мучений и страданий смешано с присущей этрускам верой в подземное царство, подобное греческому Аиду, где властвует грозный Орк, и куда попадают после смерти те, кто заслужил это своей жизнью; и вера в «Сады блаженных», куда попадают добродетельные души. При этом сохранялось и более древнее представление, согласно которому тень умершего не теряет связи с телом. Римляне старались сооружать гробницы близ дорог, на которых исследователи обнаруживают многочисленные надписи (судя по ним, римляне были убеждены, что умерший поддерживает связь с живыми).

 



 
PR-CY.ru