Словарь по иудаизму З ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ – библейское наименование (Евр. 11:9) земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам – народу Израиля, которую они получили после исхода из Египта (см. также Израиль древний). Во многие языки мира это выражение вошло в переносном значении – как указание на страну, место, куда кто-нибудь очень стремится попасть. Обозначение «Земля обетованная», верно выражающее основные богословские идеи библейского текста, не имеет в Ветхом Завете точных соответствий (встречается выражение «святая земля»; Зах. 2:12; 2 Макк. 1:7; ср.: Исх. 3:5). В тех местах библейского текста, где в русском переводе говорится, что Бог даёт обетование о земле, таким образом обычно передаётся выражение «Бог сказал». Кроме того, Бог клянётся привести Израиль в эту землю или дать её Израилю. Отношение Израиля к этой земле выражается именами «удел» (Числ. 26:52–56; Нав. 11:23; 13:7–8 и др.), «владение» (Лев. 14:34; Втор. 32:49) и «место покоя» (Втор. 12:9; ср.: 25:19) наряду с соответствующими глагольными формами. Границы этой территории в Ветхом Завете точно не устанавливаются. Наиболее обширны они в обетовании Быт. 15:18: «...От реки Египетской до великой реки, реки Евфрата», но в большинстве других мест сказано только, что это «земля Хананеев» (Исх. 3:17; Числ. 34:2) или «Аморреев» (Втор. 1:7), т.е. Земля обетованная включает и территорию восточнее Иордана (ср.: Числ. 32:1 слл.; Втор. 2:24 слл.; Нав. 13:8–33; 22; Пс. 135:11–12; 136:19–22). Эта земля принадлежит Яхве. Она называется Его «наследием, уделом» (1 Цар. 26:19; 2 Цар. 14:16; Иер. 16:18; 50:11) и «землёй Господней» (Ис. 14:2; ср.: 2 Пар. 7:20; Нав. 22:19). О земле восточнее Иордана Господь говорит: «Галаад ты у Меня...» (Иер. 22:6). С особой ясностью эта мысль выражена в словах Господа, обращённых к народу: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25:23). На представлении о том, что эта земля принадлежит Яхве, основаны предписания о субботнем и юбилейном годах в Лев. 25. Непослушание израильтян по отношению к Яхве оскверняет эту св. землю (Иер. 2:7: «...Вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Моё сделали мерзостью»; Иер. 16:18: «И воздам им, прежде всего, за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Моё»). Люди говорят об Израиле, что «они – народ Господа и вышли из земли Его» (Иез. 36:20). Яхве не терпит вторжения других народов в Его землю. Он «изрекает слово» против Едома и народов, «которые назначили землю Мою во владение себе» (Иез. 36:5). Пророк Иоиль говорит о захватчиках как о народе, который «пришёл на землю» Господа (Иоил. 1:6; ср.: 2:18; 3:2). Враги напрасно пытаются захватить землю Господа, ибо Он утвердил «сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих» (Ис. 14:25). В Ветхом Завете подчёркивается, что Израиль получил землю не по своим заслугам, но как дар Бога (Втор. 1:36 и др.). Из-за грехов прежних жителей этой земли Яхве изгнал эти народы и отдал землю израильтянам (Втор. 1:8 и др.).

 



 
PR-CY.ru