ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ - Страница 2

Земля, принадлежащая Яхве и изобилующая Божьими дарами, описывается как «земля хорошая и пространная, где течёт молоко и мёд» (Исх. 3:8; ср.: Числ. 14:7; Втор. 1:25; 6:3; 11:9; 26:9, 15; 27:3; Иер. 11:5; 32:22). Втор. 8:7–10 воспевает источники вод, плодородие этой земли, изобилие пищи и наличие драгоценных металлов. Господь непрестанно «печётся» о земле: «Ибо земля, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твоё, поливал (её) при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печётся: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года» (Втор. 11:10–12). Она называется «прекрасной страной» (Дан. 8:9; ср.: 11:16), «вожделенной землёй, прекраснейшим наследием множества народов» (Иер. 3:19). Обетование земли ветхозаветным патриархам – одна из центральных тем Пятикнижия, связанная с более широким представлением о завете, который Яхве заключил с патриархами и народом. Господь даёт Аврааму обетование о многочисленном потомстве и благословении при условии, что он уйдёт из своей родной земли в Месопотамии «в землю, которую Я укажу тебе», «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:1–3). Позднее говорится, что неизвестная земля, в которую поверивший слову обетования Авраам должен идти, – это Ханаанская земля (Быт. 12:6–7). Обетование об обладании этой землёй не раз повторяется Аврааму и его потомкам (Быт. 13:15; 15:7, 18; 17:8; 22:17; 26:3; 28:4, 13; 35:12; 48:4; 50:24; Исх. 3:8; 6:4–8; 13:5; 32:13; 33:1; Числ. 10:29; 14:23; 32:11; Втор. 6:18, 23; 8:1; 9:5, 28; 10:11; 11:8–9, 21; 26:3, 15; 28:11; 31:7, 20; 34:4; ср.: Нав. 1:6; 5:6; Суд. 2:1). Но, несмотря на это, Авраам, Исаак и Иаков живут в этой земле как «пришельцы» (Быт. 23:4; ср.: 17:8; 26:3; 28:4; 35:27; 36:7; 37:1; Исх. 6:4), пока семья Иакова по Промыслу Божию не оставляет Ханаан и вновь не переселяется в Египет. Только небольшой кусочек земли – поле и пещера в Махпеле, где Авраам похоронил Сарру, становится их постоянным владением в Ханаане и тем самым знаком будущего исполнения обетования Божия (Быт. 23). В Египте, в плодородной, но чужой земле Гошен, Израиль становится многочисленным народом (Быт. 47:5–6; Исх. 1). В начале книги Исход израильтяне представлены уже как большой народ, который угнетают египтяне. Моисей становится избранником Божьим и должен вывести их из Египта в землю, обетованную патриархам (Исх. 3:7–8; 6:2–8). Однако неверность и роптание становятся причинами того, что народ не может сразу вступить в Ханаан (Числ. 14; 26:63–65; 32:6–15; Втор. 2:14–15); терпя страдания, израильтяне сорок лет странствуют по пустыне, пока не умерло всё поколение отступников.

 



 
PR-CY.ru