ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ - Страница 7

Выражение этой неверности пророки видят в служении израильтян ханаанским ваалам с целью повлиять магическими ритуалами на плодородие земли (Ос. 2:7–15; 4:14–15; 7:16; 9:10; 11:2; 13:1–2; Иер. 2:4–8, 20–25; 3:1–5, 6–10; 5:7–8; 13:20–27). Подобно Амосу и Михею, Осия и Иеремия также возвещают суд Божий – опустошение земли, её потерю и депортацию народа (Ос. 8:13; 9:3, 6, 17; 10:6; 11:5; Иер. 4:23–28; 5:14–17; 8:10; 9:10–15; 10:18–22; 12:7–13; 13:24; 15:2, 14; 38:2 и др.). Если «исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд..., не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдёте вослед иных богов на беду себе», то Господь оставит народ «жить на месте сем, на этой земле» (Иер. 7:5–7). Израиль осквернил землю своими грехами (Иер. 2:7), точно так же, как когда-то они служили чужим богам в своей земле, они будут служить чужим «в земле не вашей» (Иер. 5:19). Яхве «выбросит» их из «земли сей» в землю, которую они не знают (Иер. 16:13; ср.: 22:26). Однако пророки Амос, Михей, Осия и Иеремия предрекают и возвращение народа в Землю обетованную (Ам. 9:9–15; Мих. 4:6–7; 5:2–3; 7:11, 14, 15–20; Ос. 11:11; Иер. 12:15; 16:14–15; 23:7–8; 29:10–14; 30:1–3, 10–11; 31; 32:15). «В те дни» Яхве вернёт их в землю, которую дал их отцам (Иер. 3:18; 24:6; 30:3). В пророчествах Исаии время спасения – это время очищения и возвеличивания Иерусалима как центра царствования Господа над всей землёй (Ис. 2:2–4 = Мих. 4:1–3; 8:23–9:6; 10:20–27; 11:6–9; 12; 16:4–5; 17:12–14; 19:16–25 и др.). В Ис. 40–45 уведённым в вавилонский плен иудеям возвещается заря нового века (в западной библейской критике эти главы считаются принадлежащими иному автору, который жил в период возвращения из плена, – так называемому Второ-Исаии). Освобождение народа из плена изображается здесь как новый исход, и очевидный при этом мотив обетования земли соединяется с представлением об Иерусалиме как о центре мира в эсхатологическое время (ср.: Ис. 2:2–4). Новый Израиль будет вызволен из Вавилона (Ис. 48:2–21), Бог поведёт его через пустыню, которая превратится в Эдемский сад (Ис. 40:3–5; 41:17–20; 42:14–16; 43:14–21; 48:21; 51:3), в его землю (Ис. 49:8–12). Иерусалим станет центром всей земли (Ис. 49:14–18; 52:1–10), когда Господь будет царствовать в нём (Ис. 52:8; Иез. 43:1–5). Для пророка Иезекииля, проповедь которого относится к периоду конца вавилонского плена, тема возвращения в Землю обетованную и восстановления храмовой общины наиболее важная. Пророк знает, что земля полна преступлений: «...Нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды», потому что, по словам самого народа, «оставил Господь землю сию, и не видит Господь» (Иез. 9:9).

 



 
PR-CY.ru