ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ - Страница 9

По мнению исследователей, там, где речь идёт об отношении Израиля к народам (например, в Книге пророка Ионы, если согласиться с её послепленной датировкой) или о возможности существования иудейской диаспоры (например, в Книге Есфири), Земля обетованная для иудеев по-прежнему остаётся основным критерием их идентичности как народа. В позднем послепленном пророчестве исследователи отмечают плавный переход от слова «страна» к слову «земля». В книгах Нового Завета о земле, обетованной патриархам и дарованной их потомкам, говорится в текстах, содержащих аллюзии на Ветхий Завет. В Мф. 2:20 «Ангел Господень» говорит праведному Иосифу: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву», и Иосиф исполняет сказанное. Здесь дважды встречается редкое даже в Ветхом Завете выражение «земля Израилева». Исследователи считают, что в данном месте намеренно проводится параллель между странствием в Египет настоящего Мессии Израиля и прежним исходом Израиля из Египта в Землю обетованную, названную здесь «землёй Израилевой» (ср.: Мф. 2:15 и Ос. 11:1). В третьей заповеди блаженства Христос говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Поскольку во всех этих заповедях говорится о тех, кто наследуют блага Царства Божия, некоторые толкователи считают, что в заповедях блаженства имеет место некоторая спиритуализация представления о Земле обетованной (ср.: Мк. 10:14; Лк. 22:28–30). Слово «земля» шесть раз встречается в речи первомученика Стефана (Деян. 7:3, 4, 6, 29, 40), в которой он напоминает иудеям о времени их странствия между Месопотамией и Египтом, об обетовании земли Аврааму (Деян. 7:3, 17) и о её завоевании Иисусом Навином (Деян. 7:45). Некоторые толкователи видят в словах Стефана негативную оценку претензий иудеев I в. н.э., выступавших за независимость их земли: Авраам не увидел исполнения обетования земли (Деян. 7:5); только в странствии по пустыне Израиль был близок Богу (Деян. 7:44–45); в Земле обетованной народ впал в грех идолослужения. Даже строительство храма царём Соломоном в речи Стефана предстаёт если не противным воле Бога, то ошибочным действием, ограничивающим власть Бога во вселенной, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт» (Деян. 7:47–51). Наконец, земля, обетованная Аврааму, упоминается в Послании к Евреям (Евр. 11:9). В наступающей эре Нового Завета ветхозаветное представление о реальной земле Ханаан, обетованной патриархам, теряет свою основу. Поэтому в Послании подчёркивается, что Авраам и другие патриархи были «странниками и пришельцами», которые только «искали отечества» (Евр. 11:14) и стремились «к лучшему, то есть к небесному» (Евр. 11616).



 
PR-CY.ru