ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ - Страница 5

В истории Самсона (главы 13–16) показано, как угнетение со стороны филистимлян усиливается, когда Израиль отступает от закона (главы 17–21). Отступление от закона Господа и как следствие – усиление натиска врагов приводят народ к ситуации, когда становится необходимым введение монархии. Возникает обширная империя Давида и Соломона (2 Цар. 2 – 3 Цар. 11), разделившаяся позднее на два царства, Израильское и Иудейское (3 Цар. 12), которые в 722 и 587/586 гг. до н.э. падают под ударами врагов – ассирийцев и вавилонян соответственно. В исторических книгах даётся оценка верности народа Израиля и его царей закону Господа, образцом которой становится верность царя Давида. Начиная с Иеровоама I, Израиль вступает на путь отступничества и идолослужения (4 Цар. 17). Рассказ о захвате царём Ахавом «наследия» Навуфея (3 Цар. 21) показывает, что ханаанские представления о праве земельной собственности несли значительную угрозу для законов о земле, данных Яхве. В истории Иудейского царства периоды верности закону, особенно при царях Езекии (4 Цар. 18:1–8) и Иосии (4 Цар. 22:1–23:28), сменяются временем отпадения, достигшего высшей точки при царе Манассии (4 Цар. 21:1–18; 23:26–27). Яхве верен Своим обетованиям о даре земли Израилю, поэтому нарушивший закон народ был уведён в плен, как прежде в Египет. Для книг Паралипоменон (Хроник), близких по своему пониманию истории Израиля и её оценке к ранним историческим книгам, характерен несколько отличающийся взгляд на исполнение обетования о даровании земли. Время Иисуса Навина отражено в немногих генеалогических списках. Завоевание Ханаана не изображается вообще; Иисус Навин лишь упомянут как живущий в земле (1 Пар. 7:27: «Нон, сын его, Иисус, сын его»). Как и в ранних исторических книгах, в книгах Паралипоменон действия царей, правивших после Давида и Соломона, оцениваются в зависимости от их верности закону Моисея. При этом в отличие от Книги Иисуса Навина и книг Царств никак не оценивается верность завету всего народа Израиля. Летописец не отрицает того, что усиление греха в народе привело к потере земли, восстановление храмовой общины при персидском царе Кире он понимает как милость Божию к Израилю, который был в плену, «доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих» (2 Пар. 36:21). Однако эта тема не является главной в книгах Паралипоменон. Тема обетования земли и связанная с ней тема исполнения закона Моисеева живущими в Земле обетованной израильтянами являются центральными и у пророков-писателей вплоть до конца эпохи вавилонского плена. Пророк Амос обвиняет собственников земли, угнетающих и изгоняющих мелких крестьян с их отеческих наделов: «...Соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди неё. Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (Ам. 3:9–10).

 



 
PR-CY.ru