ВОЗНЕСЕНИЕ - Страница 5

Во втором славянском Енохе, который сохранился в рукописи XIV в. (а прототип его появился в I в.) архангел Михаил помазывает елеем патриарха Еноха, стоящего перед престолом, и облачает его в новые одежды, после чего тот преображается и становится равным ангелам (9:17–19). Ангелы предстают как священники Небесного храма. В ангельской литургии участвует и герой «Апокалипсиса Авраама» (после 70 г.), который удостаивается созерцания Меркавы, престола-колесницы, на котором восседает Слава Божия (Глава 15–29). Наличие текста песни ангелов сближает этот апокалипсис с более поздними раввинистическими текстами. Это – единственный из межзаветных апокалипсисов, в котором подготовкой к вознесению служит пост. В начале истории Авраам отвергает поклонение идолам, к нему является ангел в первосвященническом облачении и сопровождает его в путешествии на небо. Основная мысль этого произведения в том, что земной храм оказался осквернён и разрушен вследствие идолопоклонства, но он будет восстановлен после Судного дня (Глава 29). Помимо уникального и ни с чем не сравнимого события вознесения Христова в Новом Завете упоминаются иные вознесения, типологически сопоставимые с повествованиями в Ветхом Завете и в межзаветной литературе. Ранняя церковь во многом сохраняет ветхозаветные представления о вознесении в связи с посмертной участью души. Согласно «Откровению Иоанна Богослова», души убиенных за слово Божье находятся «под жертвенником» на небесах, где ожидают отмщения (Откр. 6:9–11). Праведным уготована вечная жизнь (Мк. 9:42–48; Мф. 10:32–33 = Лк. 12:8; Мф. 25:46; Деян. 13:48; Ин. 3:16; 14:1–3; Рим. 6:23; Кол. 3:1–4; 1 Тим. 1:16; Евр. 12:22–23; Иак. 1:12; 1 Петр. 1:4; 2 Петр. 1:4; 1 Ин. 5:11; Иуд. 21; Откр. 20), их воскресение в большинстве случаев соединяется с вознесением или осмысляется как восхождение на небеса (1 Фес. 4:13–18; Откр. 7:9–17). Апостол Павел наряду с ветхозаветной метафорой смерти как успения (1 Фес. 4:13; 5:10; 1 Кор. 15:18–20) использует образ немедленного посмертного вознесения на небеса (Фил. 1:21–24; 2 Кор. 5:1–10). В Деяниях святых апостолов встречаются описания, напоминающие вознесение пророков (например, в Деян. 8:39 ангел Господень «восхитил» апостола Филиппа). Опыт, описанный апостолом Павлом в 2 Кор. 12:2–4, отличен от того, что произошло с ним на дороге в Дамаск (Деян. 9:1–9; 22:6–11; 26:13–19). В первом случае он слышал слова, которые запрещено пересказывать, во втором, наоборот, получил поставление на служение и свидетельство о Христе.

 



 
PR-CY.ru