ВОЗНЕСЕНИЕ - Страница 2

Эти сюжеты были столь популярными, что стали предметом пародий. Так, главный герой комедии Аристофана «Мир» (421 г. до н.э.) взлетает на небо на жуке-скарабее; а также «Икароменипп, или Заоблачный полёт» Лукиана из Самосаты (II в.). Среди греков бытовали предания о чудесном исчезновении тел знаменитых людей (Аристея из Проконнеса и др.). Философ Парменид из Элеи (конец VI – начало V вв. до н.э., Южная Италия) во вступлении к поэме «О природе» повествует о том, как он на колеснице в сопровождении богинь, дочерей Солнца, возносится к богине Правде (Дике), проходя через небесные врата, и обретает знание Истины. Получить эпитет «божественный» можно было, поучаствовав в магических обрядах, кульминацией которых были вознесение и встреча с богами; подобные ритуалы упоминаются и в «Халдейских оракулах» (II–III вв. н.э.). Мифологической моделью для обожествления римских императоров стали предания о вознесении Ромула (по легенде, около 716 г. до н.э.), который, по словам одних, исчез в густом облаке, другие считали, что он был восхищён на колеснице. В этих рассказах вознесение выступает в качестве доказательства бессмертия. Важным для понимания обожествления римских императоров является рассказ Цицерона (106–43 гг. до н.э.) о сне Сципиона, в котором утверждается, что правителям и тем, кто заботился об отечестве, на небесах отведено место, где их души будут пребывать в вечном блаженстве. В искусстве периода ранней империи большое внимание уделялось вознесению души обожествлённого правителя. Наиболее характерным изображением был образ возницы (например, в облике Геракла), возносящего душу правителя на колеснице на небо (иногда в сопровождении богини Минервы или др.), который оказал определённое влияние на христианскую иконографию (в частности, вознесение пророка Илии). Иногда император изображался возносящимся на крыльях орла (видимо, в связи с солярной символикой). В период поздней империи, когда официальное обожествление вышло из практики, доказательством божественности императоров стал считаться сам факт правления. В иконографии этого времени часто изображается, как боги сходят на землю, чтобы забрать императора на небо, или как Юпитер протягивает ему руку и забирает на небо (ср. описание изображений св. равноапостольного Константина). Отмечается влияние подобных изображений и на иконографию вознесения Христова. Сама идея обожествления императоров не исчезла с утверждением христианства в качестве государственной религии (например, Амвросий Медиоланский в «Слове на смерть Феодосия Великого» говорит, что его душа была восхищена Богом от смерти). В римской литературе встречаются также повествования о вознесении чудотворцев и простых людей. Герой романа Флавия Филострата (около 170 – до 249 гг.) Аполлоний Тианский исчезает, зайдя в храм Афины в Линде (по другому преданию, это происходит в храме Диктинны на Крите, перед его исчезновением слышится девичье пение, зовущее «вознестись от земли к небу»). Среди «Моралий» Плутарха (около 46 – после 119 гг.) встречается рассказ об Арридее (Феспесии) из Сол, душа которого отделилась от тела, вознеслась на небо, где встретила своего родственника и узнала о том, какие наказания ждут грешников в загробном мире.

 



 
PR-CY.ru