ВОЗНЕСЕНИЕ - Страница 6

Причины обращения апостола к визионерскому опыту связаны с полемикой в Коринфе. Возможно, в служении апостола Павла не было тех видимых проявлений (экстаза, глоссолалии и т.п.), которые для коринфских христиан являлись признаком истинного апостольства. Павел, хотя и намекал на то, что обладал подобным опытом, не отступил от своего правила и не стал подкреплять свой авторитет ссылкой на видения. Указание на «третье небо» исследователи рассматривают в контексте космогонических представлений того времени (ср.: 2 Енох. 8:1–8). Впоследствии интерес к подробностям происшедшего вызвал появление ряда апокрифических текстов (например, «Апокалипсис апостола Павла»). В описании вознесения тайнозрителя в «Откровении Иоанна Богослова» прослеживаются общие элементы с текстами межзаветной апокалиптики: избрание Богом, явление ангела-посланника, «пребывание в духе», видение престола Божия (Откр. 1:1, 10; 4:1–2). Среди характерных деталей исследователи отмечают отсутствие храма в небесном Иерусалиме (Откр. 21:22). В третьей книге Варуха (после 170 г.) присутствует скрытая полемика с предыдущей апокалиптической традицией, где допускалась возможность для человека уподобиться ангелам. На протяжении всего повествования герой называет сопровождающего его ангела «господином». В «Вознесении Исаии» (начало II в.), включающем более ранние межзаветные тексты, рассказывается о видении семи небес, о нисхождении и восхождении Сына Божия, сначала не узнанного ангельскими силами, а затем обретающего всё большую славу и поклонение (Главы 6–11). Церковью было воспринято предание о возвращении в последние времена Еноха и Илии (считалось, что они были во плоти перенесены «рукою Божьей» в рай). Подробное описание вознесения и небесного путешествия содержится в трактате «Зостриан» из библиотеки Наг-Хаммади, в котором заметны иранское влияние и знакомство с греческой философией. Согласно ранним раввинистическим трактатам, публичные рассуждения о Меркаве (престоле-колеснице Славы Божьей), которую описывали ветхозаветные пророки, были запрещены из-за опасности идолопоклонства. О тех, кто нарушал запрет, сообщается, что они неожиданно заболевали и умирали. В раввинистической традиции встречается критическое отношение к фигуре Еноха, он назван лицемером, что, как полагают исследователи, связано с полемикой иудеев и христиан. «Взятие» Еноха считается просто смертью (на основании Иез. 24:16–18).

 



 
PR-CY.ru