ВОЗНЕСЕНИЕ - Страница 4

В апокалиптической литературе периода Второго храма появляются описания вознесения как вхождения в истинное небесное святилище, что связано с относительной десакрализацией иерусалимского храма в послепленную эпоху. Если в Книге пророка Исаии (середина VIII в. до н.э.) местом встречи с Богом является ещё земной храм и гора Сион, то уже в Книге пророка Иезекииля земной храм предстаёт настолько осквернённым идолопоклонством, что Слава Божья больше не может в нём пребывать. Апокалипсисы, в которых описывается вознесение (Книга Стражей (1 Енох. 1–36), Завет Левия, 2 Енох, Подобия Еноха (1 Енох. 37–71), Апокалипсис Софонии, Апокалипсис Авраама, Вознесение Исаии, 3 Варух), исследователям трудно датировать, но, в основном, они были написаны или редактировались в период с III в. до н.э. по II в. н.э. Хотя в описании небесного святилища присутствуют образы реального иерусалимского храма, всячески подчёркивается его трансцендентность. В некоторых апокалипсисах вознесение предстаёт как предвкушение праведниками вечного блаженства. Их посмертная участь описывается как вознесение в небесный Иерусалим в сопровождении ангела Божия. Судьба души после смерти является центральной темой «Подобий Еноха» (1 Енох. 37–71; I в. до н.э.). Енох после ряда видений становится подобным ангелам, участвует в ангельской литургии (39:9–13) и получает «одеяния славы» (62:15–16). Ему открываются небесные тайны (71:1–4), и он возносится на высшее небо, где претерпевает превращение и нарекается Сыном Человеческим. В «Апокалипсисе Софонии» герой встречает ангела-обвинителя, но оказывается оправданным, облачается в ангельские одежды и присоединяется к хору, славящему Бога. «Книга Стражей» (III в. до н.э.), фрагменты которой найдены в Кумране, содержит одно из самых древних (после Книги пророка Иезекииля) описаний вознесения и видения престола Божия (1 Енох. 14). В «Завете Левия», который был создан около середины II в. до н.э. на арамейском языке (сохранились только фрагменты) и переведён на греческий (вошёл в состав «Заветов 12 патриархов»), основной темой является осквернённость левитского священства. Перед тем как пройти сквозь небеса к престолу Славы Божьей (исследователи полагают, что в арамейском оригинале описывалось лишь одно небо, как и в «Подобиях Еноха», «Апокалипсисе Софонии», а также в более поздних христианских текстах, «Откровение Иоанна Богослова», «Апокалипсис Петра», «Апокалипсис Павла»), Левий долго молился. Когда он уснул, то увидел себя на горе (2:5). Во время небесного путешествия им руководил ангел, которого он расспрашивал об увиденном (2:8–9). Левий получил от Бога священнические полномочия (5:1–2). Глава 8 заканчивается описанием установления нового небесного священства (8:14).

 



 
PR-CY.ru