Словарь по христианству В ВОЗНЕСЕНИЕ

ВОЗНЕСЕНИЕ

ВОЗНЕСЕНИЕ 1) Вознесение Господне; 2) один из способов достижения духовного мира (небес) или описание этого процесса. Повествования о вознесении характерны для монотеистических религий, но встречаются и в языческих верованиях и культах. Известны несколько вариантов повествования о вознесении: путешествие души на небеса, попадание в загробный мир обычного человека прежде его естественной смерти, вознесение отдельных личностей (правителей, мудрецов, святых) некой силой, духами или Богом на небеса. Для большей части этих повествований характерны следующие элементы: изначальное состояние сна или молитвы, явление вестника (ангела или духа) из потустороннего мира, избрание или призвание героя. Часто вознесение описывается как восхождение на гору, как рассказ о «горнем» мире, иногда связанный с испытаниями, как достижение крайних пределов (престола Божьего), как получение откровения или созерцание Божества, как преображение героя и обычно, но не всегда как его возвращение в мир. При этом самому моменту вознесения, как правило, уделяется мало внимания, отмечается, что герой стал невидим для окружающих или исчез в неизвестном направлении. Тема вознесения встречается в религиозных представлениях народов Ближнего Востока и средиземноморского региона, начиная с эпохи первых цивилизаций. Известны архаические мифы об Энмедуранки, царе Сиппара, который считался изобретателем различных форм предсказания будущего. Он был вознесён богами и посажен на золотом троне, после чего боги Шамаш и Ада наделили его знаками власти, предметами для дивинации и проч. В аккадской мифологии встречаются также описания неудачных попыток «вторжения на небеса» Адапы, сына бога Э(й)а, и Этаны, легендарного правителя Киша. Известны рассказы о полётах Этаны во сне на орле (некоторыми исследователями эти повествования сближаются с шаманскими поисками духов-покровителей в образе животных). Клавдий Элиан (III в.) приписывает полёт на орле Гильгамешу, герою и правителю Урука. В греко-римском мире граница между смертными людьми и бессмертными богами не считалась непреодолимой. Широко были распространены представления о том, что посмертная участь героев, чудотворцев, философов, верховных правителей народов вследствие счастливой судьбы, личных добродетелей или избранности богами отличается от участи остальных людей. Божественность некоторых признавалась ещё при их жизни (например, Эпименид Критский, Пифагор, Замолксис), но чаще говорилось об их вознесении к богам или апофеозе после смерти (от греч. – обожествление). Описания путешествия души, видений загробного мира и суда известны в греческой культуре с гомеровских времён. Учение о бессмертии и переселении душ особенно было развито орфиками и пифагорейцами. В мифе о смерти Геракла повествуется о том, как он взошёл на костёр на вершине горы, его тело было сожжено, а опустившееся облако с громом унесло его на небеса (по другим преданиям, он вознёсся среди раскатов грома на колеснице Зевса, или его привела к богам Афина). Широко был известен миф о Ганимеде, которого похитил Зевс в облике орла.

 



 
PR-CY.ru