ВОЗНЕСЕНИЕ - Страница 3

Инициатива вознесения всегда исходит от Бога. Встречающееся в некоторых текстах Ветхого Завета негативное отношение к вознесению на небо (например, Ис. 14:13–15) исследователи объясняют полемикой с месопотамскими религиозными представлениями: попытки «вторжения на небеса» однозначно осуждаются (Ис. 14:11–20; Иез. 28:11–19). Не следует даже стремиться познать то, что сокрыто, т.к. это знание принадлежит только Господу (Втор. 30:11–14; Сир. 3:21–22). Каждый человек после смерти нисходит в подземный мир (шеол), а на небесах пребывают только Бог и Его ангелы (Пс. 113). Поэтому в Ветхом Завете чаще говорится о вознесении на небеса ангела Божия (Суд. 13:20; Тов. 12:20–22), которое иногда описывается как «восхождение» Самого Бога (Быт. 17:22; 35:13; ср.: Юб. 32:20). С темой вознесения связан образ лестницы, соединяющей небо и землю (Быт. 28:12; ср. Притч. 30:4). Тем не менее, в Ветхом Завете отражена вера в то, что Дух Божий может переносить некоторых людей (пророков) в труднодостижимые места, на гору или в долину (3 Цар. 18:12; 4 Цар. 2:16). Видения пророков часто сопровождаются описанием физического ощущения на себе «руки Божьей» (Ис. 8:11; Иез. 3:12–14; 8:3; 11:1, 24; 43:5). Повествования о вознесении на небеса Еноха и Илии предстают как экстраординарные события, ведь даже Авраам, Моисей и Давид упокоились в шеоле (Быт. 25:7–9; Втор. 34:6; 3 Цар. 2:10; ср. Деян. 2:29–34). О Енохе прямо не говорится, куда он был взят (Быт. 5:24), хотя в межзаветной и христианской традициях считается, что он был взят на небеса живым. В повествовании о вознесении пророка Илии (4 Цар. 2:2–15) не приводится описаний его путешествия по небу, и, хотя сам факт вознесения указывает на Божье благоволение к пророку, основное внимание в этом эпизоде уделяется пророку Елисею. Вознесение на колеснице в огненном вихре (ср.: Сир. 48:9, 12) объясняется как восхищение Духом Божьим (4 Цар. 2:16–17). В более поздних текстах однозначно говорится о взятии Илии на небо (например, 1 Макк. 2:58). Иосиф Флавий сообщает, что о смерти Еноха и Илии ничего точно не известно, они просто исчезли, и их никто больше не видел, Моисея же перед смертью окутало облако, и он исчез в каком-то ущелье, но заранее написал о своей смерти, чтобы никто не подумал, что он был взят прямо на небо (Втор. 34:6). Илия и Моисей явились апостолам при Преображении Иисуса Христа (Мк. 9:4), что сопровождалось появлением облака (Лк. 9:34). В книге «Откровение Иоанна Богослова» они предстают как свидетели Преображения (Откр. 11:1–13; ср.: 4 Цар. 1:10; 3 Цар. 17:1; Исх. 7:17–19). Иной тип вознесения связан с получением откровения. Финалом такого повествования всегда является возвращение в обычный мир, например, восхождение Моисея на гору Синай (Исх. 24; 34:29–30). Видения престола Божия, кроме Моисея, удостаивались Аарон и израильские старейшины (Исх. 24:9–11), пророки Михей (3 Цар. 22:19–23), Исаия (Ис. 6:1–13), Иезекииль (Иез. 1–10). В некоторых текстах Ветхого Завета вознесение понимается как обретение бессмертия «праведными душами» (Прем. 3:1–9; Дан. 12:3; ср.: Мф. 13:43), которые будут причислены к сынам Божьим (Прем. 4:10–5:5; ср.: Завет Вениамина. 9:5).

 



 
PR-CY.ru