ВОЗНЕСЕНИЕ - Страница 7

Однако в Вавилонском Талмуде есть рассказ о «четырёх, вошедших в Пардес» (так называется Эдемский сад – место на высшем небе, где пребывают души праведных). В литературе Хехалот (от евр. – дворцы; иудейские эзотерические тексты позднеантичного и раннесредневекового времени), тесно связанной с более ранней апокалиптической и гностической традициями, описываются мистические опыты тех, кто достиг способности созерцать Меркаву, а также обрёл власть над ангелами и познание Торы через занятия теургией. Литературу Хехалот исследователи рассматривают как описание реальных визионерских опытов (Гершом Шолем, Франц Александер и др.) или как литературно-экзегетические произведения (Д. Хальперин). Они подчёркивают ряд параллелей с шаманскими практиками: чтобы достичь «возвышенных» состояний или вознесения, необходимо совершить очистительные ритуалы, поститься, призывать божественные имена, петь гимны; избрание связывается с особенностями физиогномики или астрологическими спекуляциями; описываются опыты переживания смерти или болезни, после которой наступает выздоровление с обретением новых способностей. Путешествие на огненной колеснице или в сопровождении ангела после прохождения несколько (обычно семь) небесных врат и дворцов завершается созерцанием Меркавы или участием в ангельской литургии. В Коране присутствуют указания на то, что ещё в мекканский период своего служения пророк Мухаммад был восхищён на небо и чудесным образом перенесён ночью из «заповедной» в «отдалённейшую» мечеть (Сура 17, аят 1). Первая, по единодушному мнению мусульманских экзегетов, находилась в Мекке, вторая могла быть на небесах или в Иерусалиме. Предание о ночном путешествии Мухаммада породило множество легенд и сказаний. К основному тексту были прибавлены диалог с архангелом Гавриилом (Джибраилом), полёт на крылатом коне с лицом человека Бураке, видение Иблиса и злых сил, великих пророков, семь небес (ср.: Коран. Сура 67, аят 3; Сура 71, аят 14), ада и рая, приближение к престолу (ср.: Сура 53, аяты 13–18: «лотос крайнего предела, при котором Сад небесный – прибежище праведных») и проч. По мнению исследователей, эти сказания могли оказать влияние и на западноевропейскую литературу (в частности, на «Божественную комедию» Данте). С вознесением Мухаммада в мусульманской традиции связывается установление пятикратного намаза. Воспоминанию о Лайлат аль-Мирадж (ночи вознесения) посвящён праздник в 27-й день месяца Раджаб. В суфийской мистике, начиная с Абу Яазида (Баязида; ум. в 261/875 г.), тема вознесения пророка стала использоваться для повествования о собственном мистическом опыте.



 
PR-CY.ru