ВЕТКОВСКОЕ СОГЛАСИЕ - Страница 2

Вскоре при нём возникли два монастыря – мужской и женский; были открыты мощи, в первую очередь, «тихого благоветного Иоасафа». Ветка, где действовала единственная на весь старообрядческий мир церковь, где были обретены мощи вождей старообрядчества, стала одним из главных центров беглопоповщины. Феодосий и принятые им в «старую веру» беглые иереи «исправляли» приходивших к ним священников и посылали их в старообрядческие общины во все концы страны. Под видом купцов насельники ветковских монастырей расходились по России, развозили просфоры и воду, освящённые в ветковской церкви, совершали требы, собирали пожертвования. Разносторонней была и хозяйственная деятельность ветковских поселений: старообрядцы вырубали леса, обрабатывали пашню, разводили скот, строили мельницы, вели широкую торговлю. Насельники скитов и монастырей занимались традиционными монастырскими рукоделиями – книгописанием, переплётом книг, иконописанием. Ветковские монастыри являлись центрами обучения грамоте, хранилищами древних книг и рукописей. Под влиянием Ветки в первой половине XVIII в. находились поповцы Москвы, Поволжья, Дона, Яика и т.д. Ослабленный преследованиями Нижегородского епископа Питирима (Потёмкина) и нарастающими внутренними спорами между софонтиевским, онуфриевским и дьяковским согласиями, подчинился Ветке и её деятельному старцу Феодосию Керженец. Он энергично участвовал в полемике, особенно с дьяконовцами, начавшими активно переселяться с Волги на Ветку и в Стародубье. Одним из противников Феодосия был дьяконовец Т.М. Лысенин. Их спор отражён в «Описании прения старца Феодосия с некоим Тимофеем Матвеевым Лысениным, и с учеником его Василием Власовым, и с их единовольники о Честном и Животворящем Кресте Христове», происходившем на Ветке в июне 1709 г. Предмет спора заключался в следующем: Лысенин (как и все дьяконовцы) почитал равно 4-конечный и 8-конечный кресты, Феодосий же называл «истинным» только 8-конечный крест. Строго относился Феодосий и к Софонтию – организатору на Керженце скита, не подчинявшегося Ветке, а также к керженскому старцу Онуфрию – почитателю догматических писем протопопа Аввакума. О преемниках Феодосия по управлению ветковским Покровским монастырём до середины 1730 гг. исследователям известно, что Александр (брат Феодосия) «такоже вторым чином принял (в старообрядчество) священноинока Антония, Антоний же принял священноинока Иова», Иов, присоединив к старообрядчеству несколько иеромонахов, в 1734 г. «принял под исправу» лжеепископа Епифания Ревуцкого (вторым или третьим чином, по разным старообрядческим источникам). Однако многие ветковцы не признали архиерейства Епифания, который, тем не менее, «рукоположил» для старообрядцев 14 «священников». Ранее ветковские старообрядцы предпринимали несколько попыток получить собственного епископа. В 1730 г. ветковский игумен Власий передал Ясскому митрополиту Антонию «просительный лист» о собственном архиерее, подписанный ветковскими поповцами и стародубскими диаконовцами, прошение поддержали владелец Ветки пан Халецкий и молдавский господарь. Не получив ответа, в следующем году ветковцы направили новое прошение, которое было рассмотрено находившимся тогда в Яссах Константинопольским патриархом Паисием II (1726–1732, 1740–1743, 1744–1748, 1751–1752 гг.), согласившимся удовлетворить просьбу, но с условием во всём следовать учению православной церкви, что не устраивало ветковцев. Процветание Ветковского согласия обратили на Ветку внимание русского правительства. В 1733 и 1734 гг. императрица Анна Иоанновна (1730–1740 гг.) издала два указа, которыми ветковцы приглашались вернуться на места своих прежних поселений (в надежде на прощение правительством). Поскольку ответа на указы не последовало, то в 1735 г. по повелению императрицы пять полков под командованием полковника Я.Г. Сытина окружили Ветку, все её насельники были разосланы по монастырям, расселены по местам прежнего жительства и в Ингерманландии. Начальствовавший тогда на Ветке иеромонах Иов был сослан в валдайский в честь Иверской иконы Божьей Матери монастырь и там скончался; Епифания отправили в Киев, где он умер в общении с православной церковью. Покровскую церковь разобрали, из брёвен устроили плоты и водой пытались доставить в Стародубье, но в устье Сожа брёвна затонули. У ветковских иноков было отобрано 682 книги, «да особливо разных мелких книжек и поминаний полтора мешка». Ветка была разорена, но через год или два здесь вновь стали собираться старообрядцы, была построена величественная часовня, устроены звоны. В 1758 г. поставили новый храм, освящённый с оставшимся от старого храма антиминсом. Возродился и Покровский монастырь, где жили до 1200 насельников, не считая бельцов и непосвящённых. Паны Халецкие покровительствовали поселенцам и пользовались, со своей стороны, их услугами. Однако подъём Ветки и на этот раз был непродолжительным.

 



 
PR-CY.ru