ВЕТКОВСКОЕ СОГЛАСИЕ - Страница 7

Надежды на обретение полноты церковной иерархии у поповцев нашли отражение в старообрядческих изводах иконографии «Союзом любви связуемы апостолы», являющей образ церкви со своим Главой Христом. Эту иконографию иконописцы-старообрядцы обогатили рядом смысловых акцентов, создав собственную структуру образа. Так, апостолы соединены между собой и с Христом византийской плетёнкой – символом духовного вервия. Текст тропаря внутри плетёнки («Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе») раскрывает духовный смысл образа: мистическое соединение церкви земной и небесной со своим Главой. Жертвенный путь этого соединения выражен через крестоцентричную композицию, где Крест – средство спасения на пути к Богу. В центре композиции, как правило, представлен Христос Первосвященник в образе Ангела Великого Совета с 8-конечным нимбом, в священнической ризе, в поручах и со скрещенными на груди руками. Встречаются изображения Господа Вседержителя, «Спаса Благое Молчание», Распятия, Святой Троицы (ветхозаветной), а также Богоматери «Призри на смирение» в образе Невесты-Церкви, связанной узами единства и любви с коронующим Её Женихом-Христом. Художественными средствами этот образ раскрывается через светоносную структуру цвета и света, золото полей и фона. Возникновение этой иконографии в первой половине – середине XIX в. в Белой Кринице не случайно, именно там в 1846 г. совершилось присоединение к старообрядчеству Босно-Сараевского митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи), и старообрядцы получили собственную иерархию. Появление на Ветке в XVIII в. иконографии Богоматери «Огневидной» связано с осмыслением Её образа как полноты церкви. Эта идея соединена с темой божественного огня и выражена в иконе через символику красного цвета лика и одежд Богородицы. Цвет Воскресения Христова для образа Богоматери является наиболее адекватным воплощением обоженой нетленной плоти, соединившей земное и небесное и ставшей «Престолом огненным». Эта иконография связана с праздником Сретения Господня, отмечаемым в католической церкви как Богородичный (Очищение Марии) и известным в Польше и Юго-Западной Руси под названиями «Огненная Мария», «Громница». У беспоповцев образ Богоматери «Огневидной» отсутствует; в Русской православной церкви известен только в Своде чудотворных икон Богоматери. Образ святителя Николая Мирликийского «Никола Отвратный» был создан на Ветке не раньше XVIII в. Его отличает ряд особенностей: Николай представлен оплечно, зрачки больших глаз скошены влево, голова обращена вправо. Иногда на иконе изображены пальцы благословляющей руки святителя. На некоторых иконах встречаются надписи, поясняющие смысл эпитета Николая как помощника, «отвращающего от бесов». Примером усвоения и переработки некоторых западных иконографических приёмов являются изображения сидящих или представленных по пояс святых с несоразмерно высоким положением колена, иногда на уровне пояса, с характерными линеарными светами и частыми складками одежд на колене и бедре. До XX в. продолжала жить древняя традиция шитья, ставшая впоследствии и домашним промыслом для ветковцев (изготовление бисерных окладов икон, лицевой стороны окладов богослужебных книг и т.д.). Стиль серебряных окладов икон, изготовленных на Ветке, восходит к работам мастеров из Романова, принадлежавших крупному центру серебряного дела в с. Красном (ныне пос. Красное-на-Волге) близ Костромы, а также имеет общие черты с окладами из Воскресенского собора г. Тутаева начала XIX – второй половины XIX в., произведёнными в мастерской этого города. Для них характерен высокий рельеф, совмещение всех известных техник и приёмов: выколотки, чеканки, гравировки, цировки, просечки, канфарения, ритмического чередования орнаментов и плоскостей «фона» – гладкого или заполненного орнаментом. Часто встречается богатая пластическая разработка орнаментов. Деревянные киоты, сделанные на Ветке, унаследовали традиции белорусской (так называемой флёмской, прорезной, многослойной) резьбы, имеющей западноевропейское происхождение. Применение новой технологии и инструментов позволило создать скульптурно-объёмную высокорельефную и в то же время ажурную резьбу. На элементы деревянной резьбы оказали влияние, а порой «цитировались», орнаменты заставок, буквиц старопечатных и рукописных книг XVI в.

 



 
PR-CY.ru