ВЕТКОВСКОЕ СОГЛАСИЕ - Страница 4

Согласно исследованиям, в начале ХIХ в. в Макарьевом монастыре проходил собор по соглашению «перемазанцев» с дьяконовцами, на котором присутствовали представители Рогожского кладбища, Ветки, Стародубья, Орла и Молдавии. На соборе преобладали «перемазанцы», но согласие не было достигнуто, поскольку ветковские старцы от спора уклонились. В конце 1920 гг. ветковские старообрядческие слободы были довольно многолюдными: в 1929 г. в Косецкой общине были зарегистрированы 434 прихожанина, в Попсуевской – 342, в приходе Леонтьевского молитвенного дома – 521 прихожанин. В 1988 г. территории ветковских слобод оказались в зоне заражения после аварии на Чернобыльской АЭС, что обусловило исчезновение многих исторически значимых поселений и гибель большого числа памятников старообрядческой культуры. В настоящее время немногочисленное старообрядческое население живёт в Тарасовке, Марьине, Ст. Крупце, Буде. В 1897 г. в Ветке усилиями Фёдора Григорьевича Шклярова (1925–1988 гг.) был создан Музей народного творчества (открыт для посещения в 1987 г.); начало музейным фондам положили более 400 экспонатов из коллекции Шклярова. В музее представлены иконы, изделия местных мастеров ткачества, бисерного шитья, есть также собрание древних книг и рукописей. В большинстве своём экспонаты являются памятниками материальной и духовной культуры старообрядчества. В Гомеле 27–28 февраля 2003 г. прошла международная конференция «Старообрядчество как историко-культурный феномен», основной темой которой было сохранение и изучение уникального исторического наследия Ветки. В этом духовно-административном центре старообрядцев-поповцев впервые начали складываться их певческие традиции. Исследователи сообщают, что в рукописях, которые здесь переписывались, было заложено то, что впоследствии стало особенностью старообрядческих поповских певческих книг – истинноречная редакция текстов, знаменная нотация с пометами и признаками. Ветковские мастера создали и своеобразный стиль оформления рукописей, который сложился под влиянием московских рукописей XVII в. Наиболее известным местом, где переписывались рукописи, являлся ветковский Покровский монастырь (этим занимались и жители слобод). В Ветковском центре были собраны древние книги не только из центральнорусских областей, но и из сопредельных православных земель. Ветковские мастера создали собственный стиль написания и оформления рукописей. Исследователи отмечают, что своеобразен и строг орнамент ветковских певческих рукописей, который не содержит золота. В нём присутствуют черты травного стиля, барочные элементы, преобладают оттенки красного, зелёного, синего, жёлтого цветов; инициалы многоцветные, используется киноварь или близкая по тону краска. Встречаются высокохудожественные переработки старопечатного орнамента. В ряде рукописей указываются имена создавших их мастеров. Своей вершины ветковская орнаментика достигла в рукописях старца Евдокима Носова (1777 г.). Традиция переписывания рукописей сохранялась на Ветке вплоть до 1960 гг. Ветковские орнамент и почерк крюков послужили основой, на которой сложился стиль гуслицких рукописей. Исследователи говорят, что гуслицкие рукописи конца XVIII в. особенно трудно отличить от ветковских. Говорят, что ветковцы распели отдельные песнопения особым напевом, обозначенным в рукописях как «Ветковский распев». В одной из рукописей, которую нашли и ввели в научный оборот Евгений Александрович и Александр Евгеньевич Бобковы; этим распевом записано песнопение «Да ся исправит молитва моя». Указания на ветковский распев встречаются в рукописи певческого собрания Пермской Государственной галереи. Однако гласового обозначения ветковский распев не имеет, и его музыкально-стилистические особенности не изучены.

 



 
PR-CY.ru