ВЕТКОВСКОЕ СОГЛАСИЕ - Страница 5

Сообщается, что в Ветковско-Стародубском собрании певческих рукописей научной библиотеки МГУ указаний на этот распев нет. Иконопись Ветки (конец XVII – вторая половина XVIII в.), отражающая непрерывность православной традиции, сохранённой в среде старообрядцев в следовании решениям Стоглавого Собора 1551 г. и памятникам духовной культуры XVI – первой половины XVII в., изучена мало. Её истоками были художественные центры в Романове-Борисоглебске (ныне Тутаев), Костроме, Ярославле, чьи лучшие мастера работали в Оружейной палате Московского Кремля. Однако на дониконовскую иконопись не могли не оказать влияние новые художественные тенденции. Исследователи говорят, что совмещение традиционного письма с «живоподобием» свидетельствует о двойственности стиля, удержавшегося, тем не менее, в старообрядческой иконе в границах древнего канона. Конфессиональная замкнутость и расположенность за пределами России способствовали закреплению в художественной практике Ветки местных особенностей, сохраняемых благодаря династической преемственности мастерства. Своеобразие иконописи на Ветке проявилось и в создании новых иконографий. Ветковские мастера изготавливали иконные доски без ковчега из древесины мягких пород, осины и тополя, сильно подверженных воздействию жучка-точильщика. Для паволоки использовались льняные ткани (позже хлопчатобумажные промышленного производства). Графья присутствовала всегда; рисунок процарапывался, вычеканивался по левкасу и затем поверхность золотилась. Исследователи отмечают, что характерной чертой ветковских икон стало одновременное сочетание большинства распространённых техник и приёмов письма (цировка, цвечение золота, черневая роспись, впроскрёбку). При золочении нимбов нередко применялось глассирование, они выполнялись в виде точечного орнамента, а также способом цировки, цветом (красной и тонкой белой линиями), иногда по западному типу – сочетанием прямых и зигзагообразных лучей. В разделке одежд твореным сусальным золотом использовался рисунок (в перо, в зигзаг, в рогожку и др., а также свободной формы) в технике золото-пробельного письма (техника инакопи не использовалась). Только на ветковских иконах встречается унаследованная от мастеров Оружейной палаты разделка одежд охрой или белилами по золоту. Влияние этих мастеров сказалось также в одновременном применении золота и серебра при написании орнаментов одежд поверх складок, в том числе в «теневых» местах. Особенностью икон такого письма является высокое качество олифного покрытия. В ветковской иконе сохранялось свойственное для традиционной иконописи отношение к свету как Фаворскому, но и свет, и цвет частично изменили свои качества, поскольку всё больше внимания уделялось красоте видимого мира. На вкусы ветковцев наложила отпечаток жизнь в пределах Малороссии. Яркое многоцветие южного колорита они воспринимали как образ Эдемского сада, отсюда повышенная декоративность, обилие растительных орнаментов (нарциссы, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканфа, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, раковины). Кровли архитектурных сооружений украшались декором в виде полукружий, рыбьей чешуи, черепицы, лемеха, диагональной сетки с орнаментом внутри. На орнаментацию одежд оказали влияние узоры западных и восточных привозных тканей. От мастеров Ярославля и Костромы был унаследован интерес к усложнённым композициям, любовь к узорочью и орнаментам, в частности, были восприняты и развиты костромские орнаментальные рамки, отделяющие средник иконы от полей, часто с наугольниками другого цвета и орнамента.

 



 
PR-CY.ru