ВЕТКОВСКОЕ СОГЛАСИЕ

ВЕТКОВСКОЕ СОГЛАСИЕ – группа старообрядцев беглопоповского толка, переселившаяся в конце XVII в. из Русского государства на остров Ветка на реке Сож (тогда территория Речи Посполитой, ныне Гомельская область Беларуси). Это – небольшой, около двух вёрст в окружности, остров. Он называется так по проливу, окружающему его и составляющему ветвь р. Сожи. Под общим названием «Ветка» исследователи понимают не один этот остров, но и расположенные около него, основанные и населённые раскольниками-поповцами слободы: Косецкая, Нивка, Грибовка и др., которые процветали не хуже многих уездных городов. В лучшее время Ветки количество раскольничьего населения достигало 40 тыс. человек. Вся эта местность в XVIII в. находилась в польских владениях и принадлежала панам Халецким и другим представителям польской шляхты. Впоследствии, в конце XVII–XIX в., город Ветка стал центром старообрядчества, созданный русскими переселенцами из Стародубья и Центральной России. Ветка и Стародубье, как старообрядческие центры, складывались практически одновременно, начиная с 1670 гг. Наиболее активно заселение шло после 1685 г., когда были изданы 12 статей царевны Софьи Алексеевны (1682–1689 гг.), направленные на борьбу с последователями «старой веры». Первой появилась слобода Ветка на одноимённом острове на реке Сож. В конце XVII – начале XVIII в. вокруг острова в радиусе около 50 км возникли ещё 16 слобод (в 1720–1721 гг. в ветковских слободах насчитывалось более 400 дворов). Первыми раскольниками на Ветке были беглецы из Стародубских слобод. Когда при царевне Софье на имя Черниговского архиерея и стародубского полковника пришёл приказ вернуть на места прежних поселений беглых стародубских раскольников, то многие из них удалились за рубеж, в польские владения и (между прочим) поселились на Ветке. За первыми поселенцами потянулись и другие. Остров становился тесен, и вскоре около него было заселено 14 слобод. Первыми руководителями ветковских старообрядцев были поп Кузьма, переселившийся из Москвы в Стародубье, а затем в ветковскую слободу Косецкую, и поп Стефан из тульских земель, живший после Стародубья на Ветке, но затем ушедший в слободу Карповку. Через десять лет после первого заселения Ветки сюда пришёл донской иеромонах Иоасаф, старого крещения, келейник и ученик Иова Льговского (1594–1681 гг.). После скитаний по пустыням он пришёл в слободу Вылевскую неподалёку от Ветки. Ветковцы сначала отнеслись к нему настороженно, поскольку он был рукоположен новообрядческим Тверским архиереем, но, имея нужду в священнике, просили Иоасафа служить у них. Тот согласился, в 1689–1690 гг. окончательно обосновался на Ветке, начал строительство Покровской церкви, но не смог завершить его из-за смерти в 1695 г. Но Иоасафу за небольшой срок удалось собрать вокруг себя многих иноков и инокинь. Монахиня из Белёва Мелания, ученица вождя старообрядцев протопопа Аввакума Петрова (1620–1682 гг.), привезла на Ветку древний антиминс. Преемником Иоасафа стал один из известных беглопоповцев – рыльский иеромонах Феодосий (Ворыпин; ум. в 1710/1711 г.). При нём Ветка достигла наивысшего расцвета. В 1695 г. Феодосий тайно отслужил литургию по старому обряду в заброшенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Калуге и освятил немало Запасных Даров. Из той же церкви ему удалось забрать древний иконостас (по старообрядческим преданиям, времён царя Иоанна Грозного) и привезти его на Ветку. Феодосий сумел за несколько дней значительно расширить на Ветке храм, построенный при иеромонахе Иоасафе. Освящение храма было важным событием в истории поповщинского раскола вообще и очень благодетельно отозвалось на дальнейшей судьбе Ветковского согласия, поскольку эта церковь была у раскольников единственной. К освящению храма, состоявшемуся осенью 1695 г., и службе в нём Феодосий привлёк двух священников, рукоположенных архиереями православной церкви: безместного московского священника Григория и своего родного брата Александра из Рыльска. По свидетельству некоторых источников, он принял их в старообрядчество третьим чином – через отречение от ересей, без миропомазания. Другие источники утверждают, что Феодосий всех священников, приходивших на Ветку (в том числе Григория и Александра) принимал вторым чином – через миропомазание. Поскольку старого мира не хватало, Феодосий в нарушение канонов сварил «миро» (по церковным правилам, это может делать только архиерей). Дары, освящённые в этой церкви, ветковские монахи разносили по всей России, во все раскольнические поселения. Во всех поповщинских поселениях наставников и попов принимали по рекомендации Ветковского согласия, с благословения настоятеля Феодосия, который, таким образом, был главой поповщины. На Ветку потянулись многочисленные поселенцы, сюда стекались богатые пожертвования. Некоторое время здесь был даже епископ, некий Епифаний, конечно, незаконный. Ветковский храм имел два придела, со временем его богато украсили иконами и утварью.

 



 
PR-CY.ru