ТИЦИАН Вечеллио - Страница 3

К этому же периоду относится ряд портретов, среди которых выделяется «Юноша с перчаткой» (около 1518 г.). После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547 гг.) в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. В эти годы он приобретает широкую известность не только в Венеции, но и далеко за её пределами. После смерти Джованни Беллини в 1517 г. Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. Внимательно изучая работы Рафаэля и Микеланджело, он постепенно вырабатывает свой стиль, отдавая предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики, создавая образы, проникнутые яркими жизненными силами, строя композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользуясь интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен. Работая в различных жанрах, Тициан непрерывно совершенствовал свою живописную «технику» и достиг в ней такой свободы и смелости, которая не только поражала тогда, но и поражает сейчас. Сохранились описания того, как он работал уже в старости, сделанные со слов его учеников. Вместо обычного лёгкого подмалёвка холста Тициан покрывал холст густым месивом красок и в этом месиве сильными ударами кисти «вырабатывал рельеф освещённых частей» будущих фигур, так что «лепка цветом» у него становилась уже почти буквальной: краски уподоблялись пластичной глине. На этой стадии он прерывал работу на несколько месяцев, затем вновь брался за начатые холсты и «разглядывал их с суровым вниманием, точно это были его злейшие враги, дабы увидеть в них какие-либо недостатки». Тут он их выправлял, «подобно доброму хирургу, без всякой милости удаляющему опухоли», и «покрывал затем эти основы, представляющие своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, живым телом, дорабатывая его посредством ряда повторных мазков до такого состояния, что ему, казалось, недоставало только дыхания». «Последние ретуши он наводил лёгкими ударами пальцев по поверхности написанного тела, сближая их с полутонами и втирая один тон в другой. Иногда таким же втиранием пальцев он клал густую тень куда-либо, чтобы придать этому месту силу, или же лессировал красным тоном, точно каплями крови, и это придавало всему силу и усугубляло впечатление… Воистину к концу он писал более пальцами, нежели кистью». Здесь перед нами раскрывается поэзия священного ремесла художника, который творит в захватывающем поединке со своим материалом, преодолевая его сопротивление, формируя его по своей воле и одновременно пробуждая дремлющие в самом материале возможности. Тут присутствует начало борьбы с любимым предметом, стремление пробудить его к высшей жизни. Скульптор питает любовь к камню, живописец – к краске, писатель – к слову; в этой почти чувственной привязанности к материалу – неизбежное начало искусства, без неё не родятся и его высшие духовные плоды. Тициан развивает кипучую деятельность и выполняет огромное количество эпических полотен на религиозные, мифологические и исторические темы. Он основывает большую мастерскую, влияние которой сказывается на всём венецианском искусстве.

 



 
PR-CY.ru