Словарь по христианству Т ТИЦИАН Вечеллио

ТИЦИАН Вечеллио

ТИЦИАН Вечеллио (1488/1490 – 1576 гг.) – итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В творчестве Тициана отразилась вся эволюция венецианской живописи чинквеченто. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Его имя стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело Буонарроти (1475–1564 гг.), Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) и Рафаэль Санти (1483–1520 гг.). Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и Римские папы, кардиналы, герцоги и князья. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре, вблизи от Альп, в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный. Он родился в семье государственного и военного деятеля Грегорио Вечеллио. Точная дата его рождения неизвестна. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к королю Испании из династии Габсбургов Филиппу II (1527–1598 гг.), что родился в 1474 г., но исследователи считают это маловероятным. Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные его года рождения, которые варьируются между 1473 и 1482 гг. Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 г. Нью-Йоркский музей Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 г. В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию, работал в мастерской мозаичиста Себастьяно Цуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини (1429–1507 гг.), затем у Джованни Беллини (около 1430/1433 – 1516 гг.). Здесь он знакомится с Лоренцо Лотто (1480–1556 гг.) и другими художниками, представителями венецианской школы живописи. Но самые тесные отношения у него завязываются с Джорджоне (1476/1477 – 1510 гг.). Первыми работами Тициана, выполнявшимися совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты. Знакомясь с его ранними работами (1500–1516 гг.), можно проследить, как в нём формировался художник. Жадно изучая произведения своих предшественников, Тициан постепенно определяет собственный путь. В 1511 г. он работал в Падуе, где написал в Скуола дель Санто фрески из истории св. Антония, в которых сказались полученные в Падуе впечатления от росписей Джотто (около 1267 – 1337 гг.), Мантеньи (около 1431 – 1506 гг.) и рельефов Донателло (около 1386 – 1466 гг.). Во многих картинах этого времени Тициан близок к Джованни Беллини и Джорджоне. В так называемой «Цыганской мадонне» (около 1510 г.) он повторяет созданный Беллини композиционный тип. Сходна с ней и «Мадонна с вишнями» (1510–1511 гг.), отличающаяся большим богатством и сочностью красок и свободой движения фигур. К ранним работам Тициана относятся портрет Джероламо Барбариго (1509 г.), впоследствии вдохновивший Рембрандта Хармеса ван Рейна (1606–1669 гг.) на «Автопортрет», и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511 г.). Эти святые, как полагали современники Тициана, могут защитить от чумы, свирепствовавшей в это время в Венеции и унёсшей жизнь Джорджоне в 1510 г.

 



 
PR-CY.ru