ТИЦИАН Вечеллио - Страница 2

После смерти Джорджоне Тициан закончил некоторые его работы и принял ряд его заказов (его стиль в это время очень похож на стиль Джорджоне). Кроме того, в эти годы он написал серию женских полуфигур, как, например, «Саломея» (около 1511 г.), «Дама с туалетом» (1512–1515 гг.), «Флора» (1515 г.). В этих произведениях Тициан продолжает тему, начатую Джорджоне, – поиски прекрасного женского образа – и создаёт свой вариант красоты, более земной и чувственный, чем у Джорджоне. Тициан пишет много Мадонн и женских портретов, но по сравнению с Джорджоне он менее лиричен и утопичен, его женские образы более «приземлены». Это становится очевидным, если сравнить «Спящую Венеру» Джорджоне с многочисленными тициановскими Венерами, но по-своему не менее обаятельными. От них исходит веяние душевной свежести и здоровья. Советский искусствовед Виктор Никитич Лазарев (1897–1976 гг.) писал: «Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок». Спокойные, золотоволосые, пышнотелые женщины Тициана – то обнажённые, то в богатых нарядах – это как бы сама невозмутимая природа, сияющая «вечной красотой», не добрая и не злая, не умная и не глупая и в своей откровенной чувственности абсолютно целомудренная. Нагим телом «Венеры перед зеркалом», его тёплыми, живыми, золотистыми оттенками Тициан (а вслед за ним и зритель) любуется так, как можно любоваться солнечной поляной или рекой. Природа, женщина, живопись, – кажется, что эти понятия были для Тициана чем-то нераздельным. Наиболее известными картинами этого периода являются «Цыганская мадонна» (около 1511 г.), а также «Любовь земная и Любовь небесная» (1514 г.) – картина, написанная по заказу Николо Аурелио, члена Совета десяти, и «Женщина с зеркалом» (около 1514 г.). «Любовь земная и Любовь небесная» также представляет собой вариант излюбленного мотива Джорджоне – изображение нагого женского тела на фоне пейзажа. Как это нередко бывало и у Джорджоне, действие здесь развито мало, и сюжет трудно поддаётся расшифровке. Но в этой картине уже в полном блеске проявляется живописное дарование Тициана, сказавшееся в изображении нагого тела на фоне листвы и холодного мрамора бассейна, великолепной передаче атласа, в тонком изображении залитого золотистым солнечным светом пейзажа. «Любовь земная и Любовь небесная», «Флора» – произведения, безмятежные по настроению, знойные и глубокие по краскам. Но Тициан не был таким стихийным живописцем, как Паоло Веронезе (1528–1588 гг.). Он гораздо более интеллектуален. Интеллектуальность ощущается и в его монументальных композициях (из них особенно известна «Ассунта» – вознесение Богоматери), и, главным образом, в портретах. Портретная живопись вообще была той областью венецианского искусства, где оно отрешалось от привычной праздничности, и где можно увидеть явные намёки на холодную и нередко жестокую изнанку жизни Венеции. В 1516 г. для Альфонсо д’Эсте Тициан пишет одну из самых прославленных картин раннего периода – «Динарий кесаря», в которой пользуется для характеристики действующих лиц излюбленным приёмом Леонардо да Винчи – контрастным сопоставлением.

 



 
PR-CY.ru