ТИЦИАН Вечеллио - Страница 4

Первым крупнейшим произведением этого периода является картина «Вознесение Богоматери» (1516–1518 гг.) в церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции. В ней впервые появляются величие и пафос, каких не знало до этого искусство Венеции. Композиция картины отличается предельной ясностью. Всю её нижнюю часть занимает монолитная группа апостолов, взгляды которых устремляются к величественной фигуре Марии, возносящейся в окружении множества ангелочков к небесам, где Её ожидает благословляющий Бог Отец. В колористическом отношении картина построена на звучном аккорде красного и синего цветов. Материальность и весомость всех форм, чувственная красота лица Мадонны с влажно блестящими глазами и полуоткрытым ртом вызвали даже недовольство заказчиков-монахов, которым картина показалась чересчур земной. Этими же чертами патетики и величия отмечена картина «Мадонна Пезаро» (1519–1526 гг.), в которой Тициан создаёт новый тип алтарной картины и, отказавшись от традиционного симметричного построения, даёт смелое и необычное композиционное решение. Аналогичный характер носила и третья большая алтарная картина этих лет – «Убиение Петра-мученика» (1528–1530 гг., не сохранилась и известна по копии). Характерными творениями являются «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520 г.), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. «Андреане» (около 1523 – 1524 гг.) написаны под влиянием Микеланджело. С 1516 г. Тициан начал работать для феррарского герцога Альфонсо д’Эсте, для которого выполнил ряд картин на мифологические сюжеты: «Вакханалия» (1518 г.), «Праздник Венеры» (1518 г.), «Вакх и Ариадна» (1523 г.), проникнутые буйной языческой радостью и динамикой. Занимая официальный пост художника Венецианской Республики, он должен был выполнять и заказы правительства. Закончил росписи Джованни Беллини в Палаццо дожей и написал там большую батальную композицию – «Битва при Кадоре», над которой работал в течение многих лет. Росписи в Палаццо дожей не сохранились, и «Битва при Кадоре» известна по очень несовершенным копиям, но даже они позволяют почувствовать, что Тициан создал произведение, которое может быть поставлено в один ряд с батальными сценами Леонардо да Винчи и Микеланджело. В отличие от них он дал здесь массовую сцену боя, изобразив столкновение двух отрядов у реки на фоне далёкого пейзажа. В 1530–1540 гг. в творчестве Тициана наступает перелом. К этому времени он достиг славы, почёта, богатства, стоял во главе большой мастерской, вместе со своими друзьями, архитектором Якопо Сансовино (1486–1570 гг.) и памфлетистом Пьетро Аретино (1492–1556 гг.), возглавлял художественную жизнь Венеции. Начиная с 1530 гг. произведения Тициана становятся проще по композиционному построению, пафос больших алтарных картин сменяется красочным и правдивым изображением окружающей жизни. Конец 1530 – 1540 гг. – это время расцвета его портретного искусства. Тициан – один из крупнейших портретистов XVI в. В своих портретах он сумел раскрыть духовный облик человека и при этом передать его положение в обществе, создать образ, соответствующий гуманистическим идеалам, старался выразить максимально точно характер портретируемого – «Мужчина с перчаткой» (1523 г.), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520 г.).

 



 
PR-CY.ru