ТИЦИАН Вечеллио - Страница 6

Во время пребывания в Аугсбурге, следуя моде раннего абсолютизма, Тициан начинает делать портреты в рост, придавая им репрезентативный характер. Но, вместе с тем, портреты 1540–1550 гг. становятся более острыми в психологическом отношении и нередко дают неприкрашенную характеристику модели (например, потрет папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе, 1546 г.). В 1540 гг. Тициан создаёт монументальные полотна: «Коронование терновым венцом» (1542 г.), «Се человек» (1543 г.). Художник достигает вершин своего мастерства. Портрет папы Павла III, главного покровителя инквизиции, с его племянниками Алессандро и Оттавио Фарнезе, – произведение шекспировского склада: такого анализа индивидуальных характеров раньше не было ни у кого из художников. Портрет считается страшным по своему непреклонному реализму. Хищный и хилый старец в папской мантии напоминает загнанную в угол крысу, которая готова метнуться куда-нибудь в сторону, но пути отрезаны. Двое молодых мужчин держатся, по-видимому, подобострастно, однако подобострастие явно фальшивое: мы чувствуем атмосферу назревающего предательства, коварства, интриг (позже эти раболепные вассалы действительно предали своего господина: Тициан предугадал в этом портрете то, что должно было совершиться). С помощью композиционных и колористических решений он способен передать на полотне самый сложный характер, движение души, трагизм ситуации, воспеть волю к жизни или красоту человеческого тела. Тициан создаёт такие шедевры как «Глория» (1551–1554 гг.), «Венера и Адонис» (1554 г.), «Портрет мужчины в военном костюме» (1550 гг.), «Девушка с веером» (около 1556 г.), «Диана и Актеон» (1556–1559 гг.), «Похищение Европы» (1559–1562 гг.), «Венера перед зеркалом» (около 1555 г.), «Аллегория благоразумия» (середина 1560 гг.), «Кающаяся Мария Магдалина» (1560 гг.). К числу лучших исследователи относят «Красавицу» (1536 г.), «Ипполито Риминальди» (1548 г.), «Пьетро Аретино» (1545 г.) и ряд написанных в Аугсбурге портретов императора и его приближённых, в особенности, «Карл V в кресле» (1548 г.) и «Карл V у Мюльберга» (1548 г.). В этой последней картине, где император изображён в доспехах верхом на коне, Тициан создаёт тип репрезентативного портрета, который получил широкое распространение в искусстве XVII–XVIII вв. К этому периоду относится и самый знаменитый автопортрет, на котором художник изобразил себя с кистью в руке. В.Н. Лазарев писал: «Отличительное свойство поздних работ Тициана – их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки.

 



 
PR-CY.ru