МОТЕТ - Страница 8

Малые мотеты (petits motets) на духовные тексты различного происхождения могли звучать также во время домашних молитв. В формирование французского барочного мотета большой вклад внесли Гийом Бузиньяк – автор больше сотни произведений, в том числе диалогических и драматических (1630 гг.), Томас Гобер и Этьен Мулинье (середина XVII в.). В 1646 г. Томас Гобер отмечал характерное для большого мотета разделение певцов на большой пятиголосный хор (grand choeur) и хор солистов (petit choeur). Создателем обоих разновидностей жанра считается капельмейстер Королевской капеллы Анри Дюмон; изданное в 1652 г. собрание малых мотетов этого автора («Cantica sacra») стало первой во Франции публикацией с отдельной партией континуо. Классический репертуар версальских больших мотетов наряду с музыкой Анри Дюмона включает сочинения Пьера Робера и Жана-Батиста Люлли. Наивысшего расцвета жанр большого мотета достигает в творчестве Мишеля Ришара Делаланда. С момента появления в 1725 г. концертов духовной музыки большие мотеты постоянно входили в их репертуар. Мотеты писали такие французские композиторы конца XVII – XVIII вв., как Паскаль Колласс, Андре Кампра, Франсуа Куперен, Жан-Филипп Рамо, Жан-Жозеф де Мондонвиль. Начиная с 1670 гг. Марк-Антуан Шарпантье создаёт во Франции ряд произведений на библейские сюжеты в традиции своего учителя, Джаком Кариссими, именуя их во многих случаях мотетами. Исследователи отмечают, что в немецких музыкальных словарях XVIII и XIX вв. (например, в «Музыкальном лексиконе» Иоганна Готфрида Вальтера, 1732 г.) подчёркивалось характерное для мотетов в Германии отсутствие самостоятельных инструментальных партий (за исключением континуо): функции мелодических инструментов ограничивались дублировкой и усилением звучания голосов. Другая особенность немецкого барочного мотета – использование в качестве текста коротких библейских изречений («Spruchmotette»). Некоторые музыкальные теоретики XVIII в. (Фридрих Эргардт Нидт, 1717 г.; Фридрих Вильгельм Марпург, 1754 г.) описали «тюрингскую» разновидность жанра: сопрано проводит в качестве cantus firmus лютеранский хорал, в прочих голосах интонируется другой текст – библейское изречение. Среди немецких собраний мотетной музыки XVII в. исследователи выделяют две публикации Генриха Шютца. Сорок четырёхголосных мотетов на тексты из молитвенника Андреаса Мускулуса (1553 г.), вошедших в сборник «Cantiones sacrae», были изданы в год 40-летия композитора (1625 г.). В обращении к читателю автор подчеркнул, что опубликовал партию континуо лишь по просьбе издателя, сам же считает её наличие в сочинениях этого рода бесполезным и неуместным. На титульном листе «Духовной хоровой музыки» (1648 г.) композитор вновь написал о том, что в партии континуо нет необходимости, в предисловии же к изданию отметил, что считает подобные произведения, требующие знания церковных ладов и контрапунктических ухищрений, «крепким орешком», который обязан «разгрызть» начинающий автор, прежде чем приступит к сочинениям в концертном стиле. Признанным классиком немецких мотетов XVII в. стал Андреас Хаммершмидт (Иоганн Маттезон упоминает его сочинения наряду с произведениями О. ди Лассо). Пять частей его «Музыкальных молебнов», опубликованные между 1639 и 1653 гг., а также другие собрания духовной музыки, написанной за немногочисленными исключениями на немецкие тексты, были очень востребованы благодаря простоте и лёгкости исполнения.

 



 
PR-CY.ru