МОТЕТ

МОТЕТ – широко распространённое в XIII–XVIII вв. жанровое обозначение вокальных или вокально-инструментальных полифонических произведений на разнообразные тексты преимущественно духовного характера. Прежде чем утвердилась общепринятая ныне этимология, в старинных трактатах и в трудах учёных XIX – середины XX вв. высказывались различные мнения о происхождении этого термина; в частности, мотет связывали с понятиями размеренного движения (motus, modulatio), музыкального лада, в том числе «скрытого», завуалированного несвойственными ему мелодическими ходами (modus, modo tecto), а также переменчивости музыкального материала и способов его изложения, разнообразия разделов сочинения (mutatio). Современная наука избегает давать обобщённое определение мотета как жанра, предпочитая рассматривать по отдельности группы мотетов, выделяемые по разным критериям: язык, на котором написан словесный текст (латинский, французский, полиязычный мотет); склад письма и другие особенности музыкальной композиции (кондуктовый, двойной, изоритмический, теноровый, кантиленный, сквозной имитационный мотет); функциональное предназначение (государственный, церковный, панегирический, погребальный мотет); тип исполнительского состава (хоровой, многохорный, сольный мотет); область бытования (венецианский, римский, тюрингский мотет); авторство особой разновидности жанра (мотет Пьера де ла Круа, Иоанна Чикониа) и т.д. Тем не менее, в целом речь идёт о широком слое многоголосной музыки для ценителей искусства, уместной в разнообразных социальных условиях (таких, как собрания интеллектуалов, придворные церемонии и развлечения, домашняя молитва), часто звучавшей во время богослужения, но не являвшейся литургической в строгом смысле (как правило, мотеты исполнялись в церкви факультативно, в качестве украшения службы – дополнения или замены её обычных частей). История средневекового мотета подразделяется на два периода, соответствующие эпохам западноевропейской полифонии, – Ars antiqua (XIII в.) и Ars nova (XIV в.). Принято считать, что первые образцы жанра возникли около 1200 г. в певческой школе собора Парижской Богоматери (см. Нотр-Дам, школа) в результате тропирования клаузулы, верхний, мелизматический голос которой (duplum) после добавления подтекстовки стал именоваться мотетом (motellus, впоследствии motetus), как и вся композиция. Нижним голосом (тенором) клаузулы и возникшего на её основе мотета служили краткие фрагменты одноголосных литургических песнопений – градуалов, аллилуия и респонсориев. В дальнейшем в качестве конструктивной основы мотета стали использовать также светские и свободно сочинённые мелодии. Поскольку в рукописях тенор не подтекстовывали (ограничиваясь указанием инципита), исследователи предполагают, что его исполняли на музыкальных инструментах. С усовершенствованием нотации на протяжении XIII в. к изначально двухголосной фактуре мотета присоединяются верхние третий (triplum) и четвёртый (quadruplum) голоса с собственными словами; подобные мотеты ныне принято называть двойными и тройными, по общему количеству добавленных подтекстованных голосов. Франко Кёльнский (около 1280 г.) определяет мотет как импровизируемое многоголосие (discantus) с различными текстами (cum diversis litteris).

 



 
PR-CY.ru