МОТЕТ - Страница 6

Произведения, включённые в «Первую книгу четырёхголосных мотетов» (1563 г.), предназначены к исполнению в определённые дни церковного года; большинство других мотетов композитора благодаря выбору текстов и известной «строгости» стиля, умеренному использованию выразительных и изобразительных приёмов также хорошо подходят для богослужения. Характерное для музыки эпохи Контрреформации стремление к ясному донесению текста, полнозвучию и разнообразию фактуры определяет особенности сочинений, опубликованных в 1569, 1572 и 1575 гг.; в их числе – многохорные мотеты и мотеты, написанные в псевдомногохорной манере. Среди трёх собраний мотетов, изданных в 1584 г., исследователи выделяют цикл пятиголосных сочинений на тексты книги «Песнь песней Соломона» – самое известное произведение Дж. П. Палестрины в жанре мотета. В адресованном папе Римскому Григорию XIII «Посвящении» этой коллекции автор выражает сожаление о том, что сочинял в прошлом песни на стихи любовного содержания, обещая воспеть на сей раз любовь духовную; при этом мотеты, вошедшие в цикл, чувственной экспрессией превосходят созданные прежде мадригалы композитора. О. ди Лассо, автор свыше 750 мотетов, большинство (516) из которых вошли в изданное посмертно в 1604 г. «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum»; подготовлено к печати сыновьями композитора), оставил наиболее заметный след в истории жанра. Его мотеты гораздо разнообразнее, чем у Дж. П. Палестрины, как в стилевом, так и в жанровом отношении. Проводя много времени в путешествиях, О. ди Лассо предпринимал большие усилия по распространению своей музыки; не удивительно, что около сорока его прижизненных публикаций, включающих мотеты (именуемые чаще всего «cantiones sacrae» – «священные песнопения») или целиком посвящённых этому жанру, были опубликованы в центрах нотопечатания, расположенных по всей Европе. Среди мотетных циклов композитора – «Пророчества сивилл» (создан в 1550 гг.), «Покаянные псалмы Давида» (рукопись, 1571 г.), «Плачи пророка Иеремии» (издано в 1585 г.). По мнению исследователей, мотеты 1550–1560 гг. отмечены влиянием современного им итальянского мадригала, проявившемся, в частности, в использовании хроматизмов. В более поздних сочинениях О. ди Лассо, не теряя в выразительности, сосредоточил усилия на энергичной декламации словесного текста. Как придворный композитор он создал значительное число мотетов для государственных и свадебных церемоний, сочинений в честь политических и церковных деятелей своего времени. Двух- и трёхголосные мотеты создавались в учебных целях. Особый интерес для исследователей представляют мотеты на классические латинские тексты (оды Горация, фрагменты «Энеиды» Вергилия), юмористические сочинения и застольные песни. Мотеты на тексты духовного содержания могли исполняться в разных обстоятельствах – от церковных служб до камерного музицирования (с участием инструментов) возглавляемой О. ди Лассо баварской придворной капеллы. При жизни композитора многие его мотеты воспринимались как выразительная речь; полный анализ одного из них («In me transierunt») Иоахимом Бурмейстером (1606 г.) впервые содержит положения барочного учения о музыкальной риторике.

 



 
PR-CY.ru